Театральная компания ЗМ
Антон Чехов

Медведь

Театр кукол, Кострома и Творческое объединение «КультGроект», Москва
Премия «Золотая Маска» 2011г. - «Лучший спектакль в театре кукол»
Номинации на Премию - «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучший актер в театре кукол» (Татьяна Булдакова)
Инсценировка, постановка и музыкальное оформление: Владимир Бирюков

Художник: Виктор Никоненко



Артисты: Татьяна Булдакова, Сергей Рябинин, Илья Кулейкин

Роли озвучивали: Оксана Мысина, Сергей Гармаш, Камиль Тукаев




Продолжительность 45 мин.

Возрастная категория 16+
После длительных переговоров Творческое объединение «Культ-проект» все же убедило меня поставить Чехова в Костроме, да еще и в театре кукол. Все было «против» – незнакомый театр, «Медведь» в куклах не ставился, при этом не хотелось делать очередной водевильчик с брызгами шампанского в финале. И так много «медведей» скачет на провинциальных драматических сценах, и имя Чехова в юбилейный год ко многому обязывало. Конечно, на первый взгляд казалось, что эта маленькая пьеса настолько известна и ее тональность – шутливая, анекдотичная, в очередной раз позабавит меня. Но, открыв текст, я для себя обнаружил историю одиноких, уставших от разочарования людей, и что это не игра в боль, а жизнь с болью, и каждое слово наполнено такой страстью и чувственностью, что зубоскалить по этому поводу сразу расхотелось.

Конечно, был риск сыграть куклами психологический театр и через пластику прожить всю гамму эмоций и отношений под музыку текста Чехова. Но нам хотелось рассказать тихую нежную историю поиска и нахождения любви и еще раз поклониться старому доброму МХАТу, о котором мы все еще скучаем.

Владимир Бирюков





Чехов написал историю, и я хотел сохранить Чехова и сделать это в куклах. Ведь «Медведя» можно было поставить по-разному, с большим павильоном, с большими куклами, но задача здесь была другая: показать отношения мужчины и женщины. Поэтому и сцена очень маленькая, как шкатулка, и декорации.


Владимир Бирюков, интервью газете «Костромские Ведомости»




Костромской областной театр кукол подтвердил, что Чехов возможен не только в драме, кино или балете, но и в куклах. «Медведь» в режиссуре Владимира Бирюкова – это типичный «усадебный» спектакль, не лишенный поэзии, но в кукольном варианте.


журнал «Страстной бульвар, 10»




На сцене – маленький Художественный театр, с его гордостью – поворотным кругом, с узнаваемо «чеховскими» декорациями, но разыгрывают пьесу марионетки, о чем нам постоянно напоминают остающиеся в поле нашего зрения руки кукловодов – открытый прием, в хорошем театре неизменно делающий кукол еще более живыми. Художник придал им портретное сходство с актерами, читающими текст (Оксана Мысина, Сергей Гармаш и Камиль Тукаев), – еще одна счастливая находка; особенно хорошо получается, когда персонажи проделывают что-нибудь такое, чего в «человеческом» театре не увидишь: повисают вниз головой или с легкостью запрыгивают куда-нибудь на каминную полку, это великолепно работает, потому что все остальное время они не выходят за рамки реализма, к примеру, честно входят и выходят через двери. Но главное даже не это, главное – кукольным персонажам, автором поставленным в нелепое и заведомо неестественное положение, можно сочувствовать. Оттого, что на сцене перед нами ненастоящий, уменьшенный мир, в котором живут ненастоящие люди, их, в общем-то, не очень серьезные переживания делаются куда более глубокими, и вся история оказывается не только смешной, но и трогательной.

газета «Культура»




Популярный водевиль Чехова в прошлый юбилейный для великого писателя год добрался, наконец, и до сцены театра кукол. Художник Виктор Никоненко на крошечном пространстве выстроил целую анфиладу комнат уютной усадьбы на озере. Где-то на том берегу наверняка скучает Аркадина и предается мечтам Заречная, а здесь живет молодая вдова Попова, которая погружена в скорбь и бесконечные слезы о муже. При этом она ловко лавирует в своем кресле на колесиках среди многочисленных переходов и дверей. Приехавший разбираться с долгами помещик Смирнов становится причиной всплеска нешуточных страстей и неожиданных перемен. Записавшие текст маленькой комедии известные московские актеры Оксана Мысина, Сергей Гармаш и Камиль Тукаев подарили свое портретное сходство крошечным куклам-марионеткам, которые в руках костромских кукольников могут все то, на что способны люди и даже больше. И главная заслуга в этом принадлежит режиссеру Владимиру Бирюкову, с большой глубиной и вкусом создавшему атмосферу остроумной пьесы.

Алексей Гончаренко