Год назад в день премьеры спектакля по пьесе Анны Батуриной «Фронтовичка» я пришел в театр рано утром и обнаружил у себя в кабинете на столе посылку. В пакет аккуратно была завернута проржавленная, со следами осколков, военная каска. Эту каску мне прислала из Кирова моя бывшая ученица Маша Ботева. В записке она поздравляла театр с премьерой и писала, что эта каска была найдена поисковиками Кирова под Ржевом.
Я сел за стол и заплакал.
Держал в руках каску и думал: вот, мы придуриваемся, наряжаемся, у нас – некая игра, театр, а тут – вот оно, рядом, это дыхание времени, какой-то реальный, страшный предмет оттуда, с войны.
Перед спектаклем я вынес эту каску и положил на авансцену. Теперь она «играет» каждый спектакль с нами, она всегда на сцене.
Она – как какой-то наш оберег, спасение. Как напоминание о той войне, как знак беды, которая когда-то коснулась каждой семьи и оставила рубец в памяти поколения. Пьеса совсем юной, 24-летней Ани Батуриной написана по семейным преданиям, написана она каким-то совсем другим «голосом», словно прочувствована новым поколением, для которого та далекая война знакома только по фильмам и по рассказам бабушек и дедушек.
И это для меня в пьесе «Фронтовичка» особенно ценно. Потому-то я не редактировал пьесу, не исправлял в ней ни строчки.

Николай Коляда


Спектакль о том прошлом – на войне, далеко от войны, во время войны, после войны – в котором жила и выжила девушка Машка, сержант Мария, по фамилии Небылица, фронтовичка. И это прошлое никуда от нас не делось, проросло в настоящем, в живых, да еще как. И далеко не всегда чем-то высоким, героическим.
Ничего героического в истории Марии Небылицы нет. Медали – есть, которые, как и предсказывает ей на проводах с фронта веселый мотоциклист, она постесняется надеть. Пришла с войны до срока – на войне остался любимый, во фронтовом госпитале остался мертвый их ребенок, и волосы после тифа никак не отрастут. А Победа досрочно не придет. Все это бывало и на сцене, и на экране. Но «Фронтовичка» на сцене "Коляда-Театра" другая. Режиссер перевел ее в другой жанр, вернее, – жанры. Оживил ее суть в «балетной» пластике всех героев, в индивидуальных «адажио» и в коллективных хоровых исполнениях.
Да, тяжелое зрелище, но при этом парадоксально очень смешное. Музыкально-пластический трагифарс о времени, что «нами не пройдено», но которое никуда от нас не ушло.

газета «Вечерний Екатеринбур


Военно-полевой роман молодого драматурга Анны Батуриной, получивший, к слову сказать, в 2009 году престижную премию для начинающих авторов «Дебют». Героиня – красавица с балетной выправкой, застрявшая в тылу из-за тифа, герой ее романа – простой солдатик, который пообещал вернуться. Спустя годы они действительно встретятся, но вот только солдат приедет домой с молодой беременной невестой. Фронтовичка попробует забыться в работе в местном Доме культуры, а семейная жизнь ее «бывшего» так и не заладится. В один роковой вечер он окажется у героини в скромной барачной комнате, а наутро, поверив россказням фронтовички о заразной болезни, пырнет ее ножом… В спектакле Николая Коляды мелодрама про поиски женского счастья разыгрывается под танцевальные па у воображаемого станка (героиня учит девочек классическому танцу) – и под задушевные песни. В финале, чудом избежав смерти, фронтовичка едет в товарняке на Дальний Восток – и не за счастьем, а просто на край земли.
Кристина Матвиенко


Анна Батурина

Фронтовичка

«Коляда-Театр», Екатеринбург
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2011г. – «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера»
Режиссер и художник: Николай Коляда

Артисты: Олег Ягодин, Василина Маковцева, Ирина Плесняева, Любовь Кошелева, Тамара Зимина, Алиса Кравцова, Елена Костюкова, Сергей Федоров, Сергей Колесов, Наталья Гаранина, Светлана Колесова, Анна Данилина, Олег Билик, Константин Итунин, Сергей Богородский, Александр Замураев, Антон Макушин, Александр Сысоев, Сергей Ровин, Александр Кучик.

Продолжительность 2 ч. 20 мин.