Эмили Валантен хочет серьезно, без умиленья и сюсюканья, разговаривать с маленьким зрителем.

«Петербургский театральный журнал»


Кто бы мог подумать, что весь двадцатый век увядавший в своем культурном значении и художественной привлекательности романтизм в начале века следующего вдруг опять начнет «набирать очки», неожиданно «придется ко двору». Что давно ставшая обычной беллетристкой для, прямо скажем, не очень «продвинутых» женщин, давно, кажется, потерявшая жизненную и художественную насущность госпожа Жорж Санд вдруг объявится, и окажется кстати, и будет иметь успех в современном театре. Правда, кукольном. Правда, детском.
Такое, между прочим, не раз бывало в истории: «взрослое» и вполне признанное искусство вдруг перестает всерьез восприниматься взрослой же аудиторией, но не умирает вовсе, а становится вполне востребованным искусством для детей. И особенно показателен в этом отношении романтизм. Его идеалистический порыв к высшим ценностям и бескомпромиссность в неприятии «пошлой», с его точки зрения, прозы жизни – утилитарного буржуазного миропорядка – давно отодвинуты как «иллюзии» реалистическим взрослым сознанием, но находят отклик в еще далеком от прагматики жизни сознании детском и юношеском. Такова и судьба отдельных книг Жорж Санд, талантливой писательницы, яркой оригинальной женщины – одной из первых в новейшей истории феминисток, убежденной сторонницы одухотворенного либерализма и – одновременно-парадоксально – антибуржуазного романтизма.
В Екатеринбургском театре кукол ожила отнюдь не проза, а для семейного театра сочиненная сказочка г-жи Санд. Простая по сюжету, естественно, фантастическая. Но фантастика вполне земная, не требующая особых усилий: очеловеченный, но полный недоступных людям возможностей и соблазнов мир шмелей и пчел. А душевная основа – близкие любым детям семейные чувства и испытания, каким подвергает их непростая в своей обыденности жизнь. Тут и возникает коллизия спектакля, придуманного и поставленного обаятельной и одержимой Эмили Валантен. Коллизия, давно уловленная и осмысленная романтическим сознанием. И оказавшаяся сегодня в центре нашей, российской жизни: столкновение бескорыстия и корысти, неутилитарной доброты и расчета, душевной привязанности, любви – и циничного практицизма.

Но спектакль Валантен не моральная проповедь. Он соткан или, точнее сказать, бережно вылеплен из вещества тонкого и теплого, нежного и порой до слез трогательного. У него от начала и до конца милый вечерний колорит, особая, семейно-сердечная атмосфера.

«Петербургский театральный журнал»


Автор екатеринбургского спектакля – легендарная французская кукольница Эмили Валантен, прославившаяся в Европе необычными и сверхактуальными постановками. Она придумала поместить действие в салон писательницы Жорж Санд, которая собственно написала эту мало известную в России сказку. Хозяйка, развлекая пришедших, садится к фортепиано, а вежливые гости отвечают ей изысканным домашним спектаклем, который отличается от привычных нам постановок в театре кукол, как отличается французский шут Грибуль от Иванушки-дурачка: он сложнее и гораздо более склонен к философствованиям. Массивное бюро из парижской квартиры играет роль дома-корпорации, где обитает циничный капиталист господин Шмель. Без намека на внешнее сходство с насекомым, он сыгран редким актером Германом Варфоломеевым с помощью солидной куклы, грубо вытесанной из дерева, и собственных выразительных рук. Отсутствие ярких деталей и несчастливый открытый финал предполагают присутствие на спектакле зрителей старше 10 лет – им уже вполне пора задуматься над определением жизненных приоритетов: легкое богатство или чистая совесть.
Алексей Гончаренко


по Жорж Санд

Грибуль-простофиля и господин Шмель

Театр кукол, Екатеринбург
Премия «Золотая Маска» 2011г. - «Лучшая работа художника»
Номинации на Премию - «Лучший спектакль в театре кукол», «Лучшая работа режиссера», «Лучший актер в театре кукол» (Герман Варфоломеев)
Инсценировка: Эмили Валантен

Инсценировка, постановка, эстетическая концепция: Эмили Валантен
Свет: Жиль Ришар
Хореография: Александр Петражицкий
Музыка: Лариса Паутова
Текст финальной песни: Сергей Корнилов

Артисты: Эдуард Конашевич, Герман Варфоломеев, Татьяна Ахлюстина, Алексей Пожарский, Александра Шолик, Алеся Волкова, Павел Овсянников, Валерий Полянский, Лариса Паутова

Продолжительность 1 ч.

Спектакль поставлен в рамках Года России-Франции при поддержке Посольства Франции и Французского Института в России