Театральная компания ЗМ
Сельма Димитриевич

Боги пали

Продюсерский проект фестиваля «Любимовка», Москва
Номинация на Премию «Золотая Маска» 2012г. - «Лучший спектакль-эксперимент»


перевод Оксаны Алешиной

Режиссер: Виктор Рыжаков



Артисты: Светлана Иванова, Ольга Сухарева



Продолжительность 26 мин



Идя на спектакль Виктора Рыжакова «Боги пали», стоит оставить дома привычные представления о театре как месте, где одни люди с комфортом наблюдают за другими людьми, имитирующими третьих. Дело происходит на натуральной кухне; две актрисы, Ольга Сухарева и Светлана Иванова, исполняют диалоги двух женщин как музыкальную партитуру. Зритель сам выбирает, будет он подглядывать за актрисами, демонстративно скрытыми за перегородкой, или за человеком, который готовит у плиты обед. Вариант – встать у стены, закрыть глаза и слушать.

интернет-издание «Газета.ru»



Мать и зашедшая ее навестить дочь обмениваются обрывками фраз, через которые драматургу удается передать и любовь, и непонимание, и готовность дочери помочь, и ее раздражение от бесконечных мелочных упреков – от всех этих «следи за языком» и «поищи себе кого-нибудь получше».

Диалог повторяется три раза, слова все больше превращаются в междометия, дочь, стремясь предупредить все недовольства матери, почти выкрикивает ответы, еще не получив вопроса. Режиссер дает ритм каждой реплике, ритм все убыстряется. И через пару минут атмосфера начинает стремительно накаляться.

Главным чеховским «фокусом» – говорить о пустяках, забалтывая боль, которая нет-нет, да и прорвется в какой-то дурацкой мелочи – воспользовались драматург и режиссер. Вот откуда в спектакле эта привычно торопливая, лишенная эмоций болтовня, за которой скрывают что-то, что давно уже хотят и не могут сказать друг другу. «Чем я могу помочь?» – почти вопит дочь, отправляясь готовить чай. «И не забудь сахар, Аня!» – умоляет, заходясь в кашле, словно это последняя просьба в жизни, мать.

интернет-портал «Infox.ru»




Виктор Рыжаков исповедует театр, где главный герой – текст. Режиссер, которому своей отточенной формой обязаны спектакли Вырыпаева, руководствуется музыкой, структурой текста, а не логикой сюжета. Форма в его спектаклях и есть их главное содержание. Свой новый текст Рыжаков нашел на фестивале «Любимовка». Маленькая пьеса британки Сельмы Димитриевич составлена из нескольких диалогов между матерью и дочерью. Эти короткие, похожие как яйца диалоги замечательно отражают человеческое отчуждение. Его только подчеркивает последний, по-настоящему человечный и теплый диалог – только происходит он в сознании дочери, когда матери уже нет в живых. Осенью Рыжаков показывал спектакль в офисе «Театр.doc», где актрисы Светлана Иванова и Ольга Сухарева исполняли пьесу, находясь в одном из боксов, а зрители могли выбирать, заглядывать к ним через дверь, поверх перегородки, или присесть где-нибудь и слушать спектакль как радиотеатр. В программе «Новая пьеса» Рыжаков покажет премьеру пьесы в другом, не менее интересном пространстве – на кухне журнала «Афиша. Еда».


Елена Ковальская