Театральная компания ЗМ

Колобок

Большой театр кукол, Санкт-Петербург
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2012г - «Лучший спектакль в театре кукол», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника»

сказка в одном действии



Режиссер: Руслан Кудашов

Художники: Андрей Запорожский, Алевтина Торик

Музыкальное оформление: Владимир Бычковский

Художник по свету: Лариса Новикова



Артисты: Ренат Шавалиев, Мария Батрасова, Денис Казачук



Продолжительность 35 мин.



Возрастная категория 4+

На фоне развешанных в глубине сцены разноцветных домотканых ковриков крутится огромная прялка – круг жизни Бабы и Деда. Режиссер и художники нашли глубокое и интересное решение для знакомой и все-таки загадочной русской сказки: они перенесли действие в избу, в мир домашнего рукоделия. Того самого, в котором пополам искусства и ритуала. Жизнь сшитых из рукавиц стариков проста и скучна, как тот валенок, из которого будто бы сделана печка. Печка с лежащим на ней дедом закреплена на круге прялке: несколько раз скатываясь вниз, она создает этим простым движением то самое щемящее ощущение бесконечности и – кажется – бессмысленности домашнего труда, цикличности деревенской жизни. Замкнутый круг нарушается с появлением желтого клубочка с бусинками – Колобка, который в этой системе координат, разумеется, оказывается спряденным, а не спеченным.

журнал «Зрительный ряд»



Собственно, старые вещи с антресолей и стали стройматериалом для кукольной сказки Руслана Кудашова и его постоянных соавторов – художников Алевтины Торик и Андрея Запорожского. В хитрую лисицу сворачивается рыжий шарф, волком оказывается обычный шерстяной носок, пенсионеры-хлебопеки получаются из банальных зимних рукавиц, а колобком становится маленький клубочек.

интернет-издание «Фонтанка.ru»



Нельзя не заметить одну из замечательных особенностей творчества Кудашова: равноправно уважительную требовательность к зрителю. Неважно – взрослому или крошечному. Вне зависимости от того, обеспечен ли сидящий в зале достаточным культурным багажом, Кудашов верит в его способность «прочесть» так или иначе символику, например, огромного прялочного колеса (центр сценической композиции в «Колобке», выполняющий и функцию игровой площадки для кукольных персонажей). Для кого – солярный символ, или образ временного цикла, для кого – просто веселая карусель. И безошибочный вариант организации очень уютного пространства камерной сцены.

журнал «Страстной бульвар»





Режиссер Руслан Кудашов известен постоянным зрителям фестиваля «Золотая Маска» своими философскими притчами. Его спектакли «Вий» и «Холстомер» говорили о сокровенном и были обращены к опытному, взрослому зрителю. Тем неожиданнее его обращение к такой простой, на первый взгляд, сказке, как «Колобок». Впервые Кудашов приглашает в зал самых маленьких, может быть, даже тех, кто идет в театр впервые. На камерной сцене три молодых актера разыгрывают всем известную фольклорную историю вокруг огромной прялки с помощью только что связанных персонажей. Носок превращается в голодного Волка, длинный шарф становится подвижной Лисой, а валенок оказывается невероятно похож на деревенскую печку. Колобок – это клубок, и хотя в финале его жизнь предсказуемо обрывается, каждый маленький зритель унесет на память подарок – крошечный желтый комочек ниток.

Алексей Гончаренко