Театральная компания ЗМ

От Петербурга до Миргорода

Театр «Зазеркалье», Санкт-Петербург
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2012г. - «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа композитора в музыкальном театре», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая мужская роль» (Андрей Матвеев)


Режиссер-постановщик: Александр Петров

Музыкальный руководитель и дирижер: Анатолий Рыбалко

Художник-постановщик: Александр Храмцов

Балетмейстер-постановщик: Мария Коложвари

Художники по свету: Елена Максимова, Светлана Николаенко

Режиссер: Наталья Гарина



Илья Кузнецов

ШИНЕЛЬ

одноактная опера



Либретто: Илья Кузнецов по повести Николая Гоголя



Ответственные концертмейстеры: Екатерина Ильина, Александра Модина



Артисты: Андрей Матвеев, Антон Росицкий, Кирилл Костромин, Кирилл Павлов, Кирилл Жаровнин, Михаил Новоселов, Кирилл Жуков, Егор Прокопьев, Александр Подмешальский, Алексей Сазонов, Юрий Давиденко, Анна Кузнецова, Елена Попель, Елена Терновая, Денис Колесников, Петр Цеханович, Андрей Конюх, Ксения Дяденистова, Ольга Скрипачева



Геннадий Банщиков

ОПЕРА О ТОМ, КАК ПОССОРИЛИСЬ ИВАН ИВАНОВИЧ С ИВАНОМ НИКИФОРОВИЧЕМ



Либретто: Михаил Лободин по повести Николая Гоголя



Ответственный концертмейстер: Елена Васильева



Артисты: Сергей Ермолаев, Кирилл Костромин, Юрий Давиденко, Александр Подмешальский, Анна Кузнецова, Елена Попель, Елена Терновая



Продолжительность 3 ч



«Шинель» – история по-петербургски болезненно-щемящая, и ее музыка не оставляет зрителю ни малейшего шанса безучастно взирать на происходящее. «Опера о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», напротив, полна юмора и насмешки, сочного «миргородского» колорита.

Я уверен, что гоголевская шинель, поднимаясь над Петербургом, долетает до Миргорода и превращается в бекешу со смушками. Это связывает два спектакля в единое целое и приводит к осмыслению бесконечной пошлости нашего бытия, когда за статусной вещью не видно человека, потому что его там просто-напросто нет.

Александр Петров




Со скоростью света перелетая из завьюженного Петербурга в сочное, солнечно-подсолнуховое лето Малороссии, авторы спектакля нечаянно пробудили острую тоску по теплу и природной естественности жизни, неспешно текущей в усадьбах старосветских помещиков. Тем острее контраст выморочного, давящего, «умышленного» города-призрака, в котором завывает ветер в подворотнях и валит белый дым из углов, и яркого многоцветья второй части спектакля: желтые подсолнухи в вазонах, красный клавесин притулился в углу, на бельевой веревке развешены для просушки кафтаны, рубахи и прочая одежда. Так же полярно разнятся герои двух опер: робкий, согбенный, завернутый вовнутрь себя Акакий Акакиевич и громогласный, корпулентный Иван Никифорович да интеллигентствующий Иван Иванович.

Двухчастный спектакль на контрасте позволяет острее ощутить уникальный топос Петербурга, его мистическое очарование.

Действие «Шинели» развивается не столько вширь, сколько в высоту. От «низового» уровня к верхнему, где обитает «Значительное лицо» в компании чиновников – симулякров из фанеры, ведет железная лестница – символ социальной лестницы, по которой несчастному письмоводителю вовек не взобраться. Пронзительно жалостное повествование о горестной судьбе и злой кончине несчастного Акакия Акакиевича выдержано в лучших традициях петербургской композиторской школы. Либретто автор писал сам: оно получилось емким, лаконичным и в меру плакатным – написано краткими, формульными фразами.
В опере «Как поссорились…» автор мастерски, с большой интонационной изобретательностью выстроил диалоги комических персонажей, доведя мирную беседу соседей до пароксизма обиды, скандала и смертельной ссоры. Банщиков посвятил свое сочинение Рихарду Штраусу, и понятно почему: в своих комических операх тот достигал вершин интонационной достоверности, заостряя перепалки до карикатурности. Банщиков фактически выстраивает в своей короткой опере одну длинную эмоциональную волну, нарастающую от недоумения – к обиде, от обиды – к прямому оскорблению. И на роковой фразе: «А вы, Иван Иванович, настоящий гусак!» – разговор срывается в потрясенную паузу: Иван Иванович ранен в самое сердце.

Путешествие из Петербурга в Миргород совершилось быстро, плавно и беспрепятственно. Оба спектакля, разные по стилистике, образности, сценическому ландшафту, в чем-то глубинном оказались родственными: их объединил гений Гоголя.

газета «Культура»




Основатель театра «Зазеркалье» Александр Петров всегда любил соединять в одном спектакле произведения, на первый взгляд, несовместимые. Много лет назад в его спектакле «Снег в Венеции» песня «Памяти Карузо», ставшая много позже у нас хитом, прекрасно оттеняла одноактные оперы старых итальянских мастеров. В новом спектакле «Зазеркалья» он прибегает к испытанному методу. Трагедия маленького человека и сочная остроумная комедия. Мрачный зимний Петербург и расцвеченная теплыми красками уходящего лета Малороссия. Молодой композитор Илья Кузнецов, написавший оперу «Шинель» к 200-летию со дня рождения Гоголя, а в пару к нему – маститый композитор Геннадий Банщиков, первый раз обратившийся к гоголевскому сюжету еще сорок лет назад. Ближе к концу спектакля все же понимаешь, что центром этого диптиха является «Шинель». Образ Петербурга на оперной сцене – редкий гость. Фантасмагорическая топография «Пиковой дамы» и холодный аристократизм последних картин «Евгения Онегина» – вот и все, чем мы можем похвалиться. Теперь, благодаря композитору и режиссеру, эта «музыкальная галерея» пополнилась новой картиной, тонкой и трогательной.

Вадим Журавлев