Театральная компания ЗМ

Punto di fuga

Компании «Диалог Данс», Кострома и «Zerogrammi», Турин, Италия
Премия «Золотая Маска» 2012г. - «Лучший спектакль в современном танце»
Номинации на Премию - «Лучшая работа хореографа», «Лучшая работа художника по свету»


Хореографы и исполнители: Евгений Кулагин, Стефано Маццота, Иван Естегнеев, Эмануеле Шаномеа

Художник по свету: Стефано Мацотта



Продолжительность 50 мин



Спектакль создан в рамках «Года Россия-Италия 2011» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Министерства культуры Италии, Центра современного танца и перформанса ЦЕХ, Фонда «TPE – Teatro a Corte»



«Punto di fuga» – точка в перспективе, где параллельные линии кажутся пересеченными. Возможно, это лишь иллюзия, что такая точка пересечения существует, что рано или поздно можно приблизиться друг к другу и встретиться. Ради этой встречи мы ведем сложный, но необходимый диалог. И чтобы выиграть, порой нужно быть готовым сдаться.

«Puntо di fuga» – это антиутопия о том, что невозможно заставить любить, что унижение не рождает уважение, что зло неискоренимо насилием, что гений и злодейство не пересекаются, как те параллельные прямые. Это игра, в которой нет победителя. Это поединок, где каждый обречен. На победу.

Евгений Кулагин, Стефано Маццота, Иван Естегнеев, Эмануеле Шаномеа



Танцовщики из Турина и Костромы разыгрывают в полной тишине вариации на темы трагедии Сенеки «Фиест».

Римский драматург, живший в первом столетии нашей эры, в своей пьесе устроил такой парад ужасов, что «Техасская резня бензопилой» кажется доброй сказкой: по крайней мере, в милом фильме один брат не кормил другого мясом его детей. Но ожидать именно пересказа трагедии об Атрее и Фиесте в спектакле не стоит: «Punto di fuga» – скорее придуманный пролог к той кровавой истории.

У Сенеки все случилось из-за борьбы за власть, из-за жажды власти – вот об этой самой жажде и сочинили свой спектакль костромские и туринские танцовщики – они же хореографы. Все еще только должно произойти; пустое пространство сцены подлежит завоеванию, разделению, охране. Из четырех углов выдвигаются актеры – а дальше идет война, выяснение, кто сильнее и хитрее. В дуэли встречаются двое, или трое ополчаются против одного – насилие как способ существования расписано в «Punto di fuga» весьма эффектно. При этом не то чтобы каждый из героев изначально стремится к смертоубийству – они пытаются наладить контакт, но попытки эти проваливаются.

Итальянцы назвали свою компанию «Zerogrammi» – «Ноль граммов»: декларация невесомости танца, воздушности его. Название костромской труппы в переводе не нуждается. И «Punto di fuga» счастливо соединяет в себе стремления и туринцев, и костромичей – легкий язык, работа в диалоге, – рассказывая при этом про вещи совсем не легкие и про людей, к диалогу не способных.

журнал «Time Out. Москва»





Предполагается, что «Punto di fuga» («Точка схода») сотворен под впечатлением от трагедии Сенеки «Фиест», где речь шла об адской вражде двух братьев. Но на сцене четверо танцовщиков, а не двое, и нет никаких древнеримских ужасов вроде кормления человека мясом его собственных детей. В спектакле, поставленном совместно лидерами костромской труппы «Диалог Данс» и туринскими танцовщиками из группы «Zerogrammi», есть четыре угла сцены, из которых выдвигаются герои, есть стремление каждого захватить кусок территории побольше, секундные столкновения, внимательные отходы. Настороженная пластика, готовность к бою, и – неожиданно – предлагаемое зрителю отстранение от сюжета, отличная доля юмора. Вполне уместного в данной истории, потому что «Punto di fuga» – это, конечно, выяснение, кто круче – но не на войне. В работе танцовщика, может быть. Впрочем, каждый зритель увидит в спектакле именно то соревнование, которое ближе ему самому.

Анна Гордеева