Театральная компания ЗМ

Депо гениальных заблуждений

Русский инженерный театр АХЕ, Санкт-Петербург
Номинация на Премию «Золотая Маска» 2012г. - «Лучший спектакль-эксперимент»


Идея: Максим Исаев, Павел Семченко

3D видеомеппинг: Олег Михайлов, Кирилл Маловичко, Георгий Маматов

Музыка: Николай Судник

Звуковое оформление: Андрей Сизинцев



Взаимодействие с объектами: Максим Исаев, Павел Семченко, Максим Диденко, Наташа Шамина, Алиса Олейник, Сергей Окунев, Илья Филиппов



Продолжительность 2 ч




«Депо гениальных заблуждений» представляет собой инсталляционно-перформансную среду, основанную на научных заблуждениях последних ста лет.

Основой для создания «Депо» послужили теории, касающиеся мироустройства всех масштабов: от элементарной частицы до Вселенной. Все эти теории на протяжении XX века пользовались всеобщим признанием, но в итоге были бесповоротно опровергнуты.

Авторами таких идей были не эксцентричные чудаки, сочиняющие свои законы Вселенной на досуге. Это были именитые ученые и Нобелевские лауреаты. Все опровергнутые теории были настолько научными, насколько это было возможно на момент их появления.

Все отобранные теории интересны не только как научные курьезы. Несомненно, они стали памятником эпохе. И это повод задуматься о судьбе тех идей, вокруг которых сосредоточена современная наука.

Оттолкнувшись от этих заблуждений, «АХЕ» создает ассоциативно-пространственные модели, которые, в свою очередь, служат «экраном» для видеопроекций. В этой среде актеры театра «АХЕ» разыгрывают театральные перформансы, раскрывающие драматическую природу научных заблуждений.

«АХЕ»



Мы все зависим от того описания мира к которому привыкли, потому что оно так или иначе устраивает большинство жителей планеты Земля. То есть мы живем внутри консенсусного описания действительности. Тем более, что такое описание опирается на науку и выглядит вполне убедительно.

Тем не менее человек одерживал величайшие победы осознания действительности именно тогда, когда его сознанию удавалось освободиться от привычного описания. Таково было просветление Будды, которое само есть иллюзия, вызванная устойчивостью и непрерывностью мысленных образов; триумф Коперника, открывшего, что, вопреки всем наблюдениям, наша планета вращается вокруг Солнца; утверждение Декарта, что человек есть автомат, управляемый извне; и представление о Земле как о шаре, которое привело Колумба к открытию Американского континента.

А чем занимается художник? Да тем же самым! Он описывает окружающий мир по-новому. Он находит незнакомые слова, находит парадоксальные, ранее не существовавшие определения мира. Эти описания могут быть очень болезненными, шокирующими и революционными. Но это – художественное отражение действительности. Поп-арт Уорхолла и супрематизм Малевича это, несомненно, художественные изобретения. Как и обратная перспектива Рублева, или теория модусов Пуссена, или звукопись Хлебникова. Это художественная мифология. Это новое описание мира. Этим художник или поэт влияет на сам мир. Влияет на возможности нашего как восприятия как мира, так и самого себя. Влияет на ученых и на науку.

Максим Исаев, интервью «BlackLightRadio»




Идеологическое основание этого проекта такое: выбраны девять самых влиятельных и стойких неподтвержденных теорий, появившихся за последние сто лет и касающихся мироустройства. Спектр широк: от идей, связанных с элементарными частицами, до идей, касающихся вселенной (теории про антиматерию, отрицание «большого взрыва» и т.д.). И каждому из этих великих заблуждений в проекте театра «АХЕ» соответствует объект, вокруг которого в представлении закручивается видео и актерский перформанс. Разумеется, никакой прямой иллюстрации грандиозных теорий на сцене нет, есть цепь невероятно эффектных поэтических миниспектаклей, каждый из которых инспирирован одной из ошибочных идей.

газета «Московские новости»



Этот спектакль похож на приключение. Программки, которые получают зрители, одновременно служат либретто и путевыми листами. В «Депо» собраны теории, рассказывающие о мироустройстве (в масштабах от элементарной частицы до Вселенной), те, которые были в ходу еще в XX веке, а потом оказались опровергнуты.

Каждое из заблуждений «Депо» оказывается драматическим пластическим этюдом, где взаимодействуют люди и объекты, от лазерных до картонных. Содержание этих этюдов не всегда можно расшифровать, но наблюдать за каждым эпизодом чрезвычайно интересно, будь то чистая пантомима «Квадратного атома» или клоунада «Тахиона», в которой Павел Семченко пишет себе письмо в прошлое.

Что касается научного либретто спектакля, так в изложении «AXE» все эти ошибочные теории выглядят абсолютной мистификацией и алхимией. Роль атомов и молекул и даже планет в этом спектакле сыграли люди, идеи были материализованы в объектах и превратились в «Депо» в серию доказательств абсолютной непознаваемости и постоянного драматического напряжения мира людей и вещей. Так что никакой кунсткамеры занимательных ошибок физики здесь нет. Есть драматическая материализация идей.

газета «Коммерсант»





Новый перформанс Санкт-Петербургского театра АХЕ – это огромное действо, где на нескольких сценах параллельно идут минисюжеты. АХЕ, этакие современные физики-лирики, сумевшие слить воедино художественный и научный эксперименты, по сути, проводят акцию популяризации и одновременно разоблачения науки. Сперва зрителю предлагается прочесть дюжину текстов – гениальных научных прозрений, которые сперва посеяли в человечестве надежду на познание законов вселенной, а затем были опровергнуты. Через разоблачение лженаучных теорий АХЕ двигается к утверждению науки как средства постижения мира, где попытка и эксперимент, дерзновение и риск гораздо важнее и ценнее результата. Все, как и в области художественного творчества. Зритель попадает в зал и видит несколько одновременно развертывающихся сценок, суть которых – проиллюстрировать «гениальные заблуждения» пластически, сценографически, через изумительные эффекты со светом и геометрическими фигурами, вибрациями тела и цвета. Целиком получается гигантское полотно про необходимость и неизбежность заблуждений.

Павел Руднев