Симона Вайль (1909-1943) Родилась в Париже в еврейской семье, была идеологом и философом французских левых. В 1934 году Вайль оставила научную и педагогическую деятельность и пошла работать на завод Renault для того, чтобы разделить тяготы жизни простых рабочих. В 1937 году Вайль пережила мистическое откровение. В это время она была сосредоточена на идеях христианской этики. Вместе с тем Вайль отвергала возможность крещения, не испытывая доверия к церковным обрядам. Она была убеждена в том, что единственно правильным и разумным для отдельного индивидуума является отказ от личного счастья, полное и безоговорочное принятие идеи добра и Бога. Вынужденная бежать из оккупированной Гитлером Франции, Вайль переехала в США, а позднее в Лондон. Большую часть своего продовольственного пайка она отдавала голодающим. Вайль стремилась во Францию, в войска де Голля, но не поучила разрешение на выезд. В 1943 году она умерла от сердечной недостаточности.

Кристиан Люпа:
Дадим волю воображению: Элизабет Фоглер, героиня, замолчавшая в «Персоне» Бергмана, возвращается в театр через тридцать лет. Она работает с харизматичным молодым театральным режиссером, который поддерживает ее. После успеха совестной работы в «Медее», режиссер предлагает актрисе сыграть Симону Вайль. Для Элизабет встреча с личностью Вайль, ее плотью и мыслями, является настоящим вызовом. Предложение кажется странным не только потому, что, когда Вайль умерла, ей было вдвое меньше лет, чем Элизабет сейчас, но и потому, что идея постановки и решение занять именно ее в спектакле не объясняются. И все-таки Элизабет поддается соблазну воплотить образ молодой женщины-философа. Почему? Потому что ее увлекает задача проникнуть во внутренний мир Вайль, понять ее взгляды на конфликт индивидуума и Бога, разобраться в отношении Вайль к проблемам, которые стоят перед человечеством. С другой стороны, актриса сомневается в истинных мотивах режиссера. Ей кажется, что участие в проекте требует от нее полной отдачи, она боится, что ее тело и душа станут жертвами режиссерской агрессии. Не ведет ли все это к подозрительному в художественном смысле разоблачению? Не будет ли она использована в качестве вместилища болезненных и хаотичных духовных поисков? Элизабет уже готова отказаться от рискованной роли, но в то же время жадно вчитывается в тексты Вайль, попадая во власть ее слов. Она не может полностью принять этот образ, но также не в состоянии освободиться от него. Персонаж растет у нее внутри как опухоль.



Организаторы и партнеры проекта 2012 года


Институт
Адама Мицкевича
Правительство
Москвы

Министерство культуры
Российской Федерации



Фестиваль
«Золотая Маска»


Спонсоры и партнеры проекта








Персона. Тело Симоны

Драматический театр, Варшава, Польша

Автор, режиссер, художник: Кристиан Люпа
Костюмы: Петр Скиба
Музыка: Павел Шиманьский
Драматург-соавтор: Марчин Завада
Видео: Ян Пшитуский

Продюсер: Малгожата Чихульска
Помощник режиссера: Катажина Кальват
Помощники по сценографии: Ига Ковальчук, Дорота Проба
Свет: Рафал Рудковский
Звук: Кшиштоф Серотиньский
Ассистент режиссера: Томаш Кароляк
Суфлер: Яга Даль

Роли исполняют:
Эльжбета – Малгожата Браунэк
Симона – Майя Осташевская
Актриса (Лена в импровизационной части) – Малгожата Маслянка
Актриса (Анна в импровизационной части) – Иоланта Ольшевска
Артур – Анджей Шеремета
Макс (Иммануэль в импровизационной части) – Адам Грачик
Журналист – Марчин Тыроль
Актер (Оле в импровизационной части) – Петрэк Поляк
Телевизионная группа – Анджей Папис, Филипп Пясэк

Музыканты: Магдалена Боянович, Мачей Фронцкевич, Камиль Валасэк, Врйчех Вальчак, Кшиштоф Збиёвски
Звукорежиссер: Анджей Бжоска

В постановке использованы отрывки из «Connaissance surnaturelle» («Познание сверхъестественного») (дневники Симоны Вайль)

Премьера спектакля состоялась 3 февраля 2010 года

Продолжительность 4 ч. с одним антрактом