«Ильхом» впервые обращался к документальному театру в 2004 году. Тогда был реализован проект «Про любовь», в котором актеры театра «озвучивали» истории любви самых разных людей.
«Плюс-минус двадцать» – наш второй спектакль, построенный на технологии verbatim. Идею предложил нам «КультПроект», и мы очень рады, что стали первым нероссийским театром, принявшим участие в лаборатории «Живому театру – живого автора». Наша особая благодарность – Елене Ковальской, как организатору лаборатории «Живому театру – живого автора» в «Ильхоме».
Тема «Плюс-минус двадцать» предложена Гете Институтом, проводившим в 2011 году одноименный проект в постсоветских странах. Целью проекта было осветить минувший двадцатилетний этап, проанализировать достижения и неудачи, попытаться понять, как воспринимают люди «мир, в котором больше нет СССР». Чем запомнились им эти 20 лет? Как они видят свое будущее? О чем мечтают.
«Ильхом» впервые обратился к документальному театру в 2004 году. Тогда был реализован проект «Про любовь», в котором актеры театра «озвучивали» истории любви самых разных людей. «Плюс-минус двадцать» – наш второй спектакль, построенный на технологии verbatim. Идею предложил нам «КультПроект», и мы очень рады, что стали первым нероссийским театром, принявшим участие в лаборатории «Живому театру – живого автора». Мы благодарны московским драматургам – Саша Денисовой, Талгату Баталову и Екатерине Бондаренко – за помощь в сборе и обработке документального материала, за внимательное и чуткое отношение к людям-героям спектакля, их проблемам, надеждам и внутреннему миру.Тема «Плюс-минус двадцать» предложена Гете Институтом, проводившим в 2011 году одноименный проект в постсоветских странах. Целью проекта было осветить минувший двадцатилетний этап, проанализировать достижения и неудачи, попытаться понять, как воспринимают люди «мир, в котором больше нет СССР». Чем запомнились им эти 20 лет? Как они видят свое будущее? О чем мечтают?
Борис Гафуров

В поисках героев для спектакля «Плюс-минус двадцать» мы побывали во многих областях Узбекистана, двигаясь от Ургенча и Хивы, через Бухару и Самарканд к столице, собирая там материал. Мы общались с разными людьми: это были и простые рабочие, и интеллигенция. Получилось, что в этом спектакле оказалось большое количество новелл: веселые, лирические, грустные, романтические. Из них мы отобрали около двадцати наиболее интересных.
Саша Денисова

В лицах и монологах и в таких знакомых, если не родных образах, развернулась до боли близкая нам история двадцати последних лет. По-разному прожитых, но с одним знаменателем: все герои – жители Узбекистана. Родились, выросли, жили или живут кто в Ташкенте, кто в благословенных древних городах – Бухаре, Фергане, Хорезме, Андижане, Коканде...
Узбек и русский, кореянка и девушка из курдского рода – не важно, кто какой национальности, их у нас в Узбекистане 140, не считая всякого рода комбинаций в смешанных семьях! Каждый из персонажей поведал о себе, о своей судьбе небольшую историю из жизни.
Как все это было узнаваемо! И как хватало за сердце или смешило! Как трогало душу мечтами о будущем и заставляло задуматься, когда в том или ином герое ты видел нечто свое, или угадывал в нем брата, сестру, соседа, друга. Два десятка анонимных героев. Все – слепок реальной жизни в ее уникальных, но и типичных во многом ситуациях.
интернет-портал «Mediacult.uz»


Если бы проекта «Живому театру – живого автора» не было, то его всенепременно следовало бы выдумать. Богатая инновационная затея, двинутая в жизнь московским творческим объединением «Культ-проект», смогла за короткий срок стать самым настоящим «Богом из машины» для российской провинциальной сцены и золотой жилой для фестиваля «Новая пьеса». Вот уже третий год подряд он привечает работы, рожденные в рамках проекта, суть которого заключается в том, что какой-либо театральный коллектив приглашает к себе специальный драматургический десант, в содружестве с коим сочиняет оригинальный спектакль об окружающем театр жизненном пространстве, о гении места, о «здесь и сейчас». Оживляющий эффект, как правило, налицо.
На сей раз в фестивальной афише сразу два географических вербатима, причем в одном случае проект впервые пересек государственную границу. Впрочем, любые возможные границы спектакль знаменитого ташкентского «Ильхома», скорее, отменяет вовсе. Стремясь осмыслить прошедшее двадцатилетие, прожитое республикой после объявления себя независимым государством, и то, как суверенитет сказался на частных людских судьбах, театр разворачивает перед нами широчайшую панораму покоряющих своей подлинностью монологов – драматичных, печальных, уморительно смешных. Они складываются в роскошный восточный ковер, дарящий тепло человеческих рук, чьи прихотливые узоры так интересно разглядывать.

Александр Вислов



Саша Денисова, Талгат Баталов, Екатерина Бондаренко

Плюс-минус двадцать

Театр Марка Вайля «Ильхом», Гете Институт в Узбекистане, Ташкент, Узбекистан и Творческое объединение «КультПроект», Москва
Участник программы «Новая пьеса» Фестиваля 2012 года

Режиссер: Борис Гафуров
Сценография и костюмы: Василий Юрьев
Художник по свету: Марат Джеппаров

Артисты: Ольга Володина, Адолат Кимсанова, Вячеслав Цзю, Илья Дудочкин, Алексей Писцов, Ян Добрынин, Георгий Кобылин, Акбар Аширов, Наталья Ли, Санджар Джумаев, Анастасия Сергеева, Юлия Плакида, Александр Камилов

Продолжительность 1 ч. 50 мин.

В рамках проекта «Живому театру – живого автора»

После спектакля 9 марта состоится обсуждение со зрителями.
Модератор Елена Ковальская.