Театральная компания ЗМ

Башлачев. Человек поющий

Большой театр кукол, Санкт-Петербург
Участник программы «Маска Плюс» Фестиваля 2012 года
Руководитель постановки: Руслан Кудашов
Режиссер: Павел Григорьев

Концертмейстер: Регина Черткова

Педагоги по вокалу: Павел Григорьев, Мария Саяпина



Артисты: Иван Солнцев, Денис Казачук, Мария Батрасова, Роман Дадаев, Сергей Беспалов, Ренат Шавалиев, Дмитрий Чупахин, Ирина Чугаевская, Виктория Короткова, Наталья Сизова, Виктория Слуцкая, Алесь Снопковский, Михаил Гришин, Екатерина Белевич, Михаил Ложкин, Анатолий Гущин, Василиса Ручимская, Эдуард Жолнин



Продолжительность 2 ч.

Неподражаемо лжет жизнь:

Сверх ожидания, сверх лжи...

Но по дрожанию всех жил

Можешь узнать: жизнь!

Марина Цветаева


Актуальность поэзии Башлачева в том, что в ней есть то настоящее, чего в нашей жизни почти не осталось, то, что касается человеческой сути, ценности человеческой жизни. Кроме того, его поэзия вскормлена этой землей, пронизана духом нашей истории, духом нации. Чтобы иностранец мог понять, какие мы, ему достаточно послушать эти песни. Я бы в любом случае сделал такой спектакль: после того, как я услышал в 1988 году песни Башлачева, они живут со мной и формируют меня. Иначе я точно не был бы таким, какой есть.

Руслан Кудашов, интервью журналу «Time Out. Петербург»



Спектакль идет в черной комнате под крышей театра, но от формата квартирника – уютной, объединяющей всех собравшихся акции – артисты сознательно уходят. Как уходят и от надрывной манеры, превращавшей каждую песню Башлачева в реквием. Перекричать Башлачева они не пытаются, а по одному, реже по трое и лишь в зачине и финале – всем скопом несут его тексты, как драгоценную ношу: поначалу просто, под негромкий аккомпанемент гитары и фортепиано, вчитываясь в слова и рифмы, но постепенно погружаясь в них с головой – в буквальном смысле, следуя за убийственной для здравого смысла башлачевской логикой, да так отважно, что за них становится страшно, как за рыбаков, отправляющихся покорять стихию на утлой лодчонке. И тут выясняется, что лодчонка-то – не утлая, что профессиональных навыков достаточно, чтобы выплыть из того морока, где горлом идет любовь, где от мучительно-противоречивых мыслей трещит купол лба. Чтобы воскресить не недооцененного страдальца-самоубийцу, а большого русского поэта Александра Башлачева и прочертить четкую линию от его трагических баллад и душераздирающих лирических поэм к есенинскому веселью, от отчаяния к шукшинским сердобольным бабам и его же мужикам с разбитой рожей и хоть сейчас готовой к распятию душой.

«Афиша. Петербург»




Спектакль Руслана Кудашова, поставленный им с выпускниками своего актерского курса в СПГАТИ, образовавшими при БТК молодежную студию, на первый взгляд больше похож на концерт. Молодые актеры по очереди выходят на узкий просценок между зрительным залом и длинным, уставленным гранеными стаканами столом, и исполняют песни и стихи Александра Башлачева – одного из лучших поэтов своего времени. Поначалу просто читают, доносят тексты, раскачивая эмоциональные качели от вселенской тоски до лихого разгула. Игриво меняют маски, превращаясь в сердобольных официанток, тоскующих по мужской ласке, или карикатурную бригаду строителей. Но постепенно разрозненные номера, не соединенные никаким сюжетным стержнем, складываются в целостный портрет, в картину мира человека, которому было слишком тесно и мелко в своем времени. Возможно так же, как нынешним молодым душно и тошно в своем. Поэтому башлачевские баллады они читают истово, взахлеб, обжигаясь, словно глотком морозного воздуха из открытого окна, который тут впускают в зал прямо с улицы, чтобы дать надышаться и нам.