Театральная компания ЗМ
Екатерина Бондаренко

История солдата

Проект «Платформа», международный центр танца и перформанса «ЦЕХ», Москва, танцевальная компания «Club Guy and Roni», Нидерланды
Премия «Золотая Маска» 2013г. - «Лучшая работа хореографа»
Номинация на Премию - «Лучший спектакль-эксперимент»

Хореография и постановка: Гай Вайцман, Рони Хавер

Музыка: Алексей Сысоев

Текст: Екатерина Бондаренко

Костюмы: Славна Мартинович

Свет: Гай Вайцман, Елена Перельман

Ассистенты хореографа: Игорь Подсиадли, Камило Чапела

Хореограф-репетитор: Сергей Землянский



Артисты: Виктория Исакова, Роман Андрейкин, Мария Заплечная, Полина Пшиндина, Илья Шабуров, Станислав Шмелин



Музыканты: Андрей Винницкий, Дмитрий Власик, Михаил Комаров, Александр Суворов, Алексей Сысоев



Продолжительность 1 ч.



Возрастная категория 16+<br>

Междисциплинарность – это не сочетание разных форм. Здесь важно определить границы разных жанров и оставить только сильные их стороны. Когда ты работаешь на стыке между танцем, музыкой, театром, философией, архитектурой, даже археологией, ты открываешь новые подходы к исследованию, новый метод. Преодолевается догматизм жанра, появляется способность посмотреть на него с другой стороны. Это и приводит к новым формам искусства.

Я много экспериментировал с границей между зрителем и сценой и понял, что отталкивающее или дискомфортное – не есть современное. Современное – это всегда более открытый способ мыслить. Зрительский дискомфорт не означает радикальность постановки. Важно, насколько зритель вовлечен в происходящее. Граница между залом и площадкой сохраняется, потому что она имеет смысл. Размывание этой границы, как правило, рассеивает внимание зрителя.


Гай Вайцман





«История солдата» – разговор о войне. Конечно, неприятный. Никто не хочет думать о смерти. Но ведь люди, вернувшиеся с войны, живут с нами в одном городе, на одной улице или даже в одной квартире. Мы про них ничего не знаем. Им очень сложно устроиться на работу, потому что работодатель привык принимать этих людей за «отморозков». Почему человек, который защищал Родину, становится изгоем общества? Почему никто не помогает ему встроиться в эту прекрасную гламурную повседневность? Спектакль «История солдата» задает эти вопросы, пытаясь обратить внимание на тех, кому уже давно очень плохо.


Екатерина Бондаренко




Жесткий ритмический пульс – это главное, что я оставил от Стравинского в спектакле. Есть и цитаты. Танго, рэгтайм и вальс – один большой обнаженный ритмический каркас музыки Стравинского, который я заполнил своим материалом. В процессе общения с хореографом Гаем Вайцманом я понял, что от меня ждут довольно радикальной музыки. Так в спектакле появился лейтмотив милитаристской угрозы, образ агрессивного марша, который перекликается с триумфальным маршем черта, с его дьявольской пляской, известной по произведению Стравинского. В своей версии «Истории солдата» я использовал только ударные инструменты, также много бытовых шумов. Здесь нет никакого эпатажа или пафоса. Не стоит относиться к этой музыке как к какому-нибудь звуковому террору. Нужно понимать, что музыка везде, стоит только попытаться ее услышать.


Алексей Сысоев




Драматург Екатерина Бондаренко, опросив реальных участников боевых действий, превратила их воспоминания в документальный монолог – жесткий, горький, с ненормативной лексикой, основанный на реальных эпизодах воинской жизни – омерзительных, циничных и страшных, и разбавленный лирическими отступлениями про детство собирательного героя, выполненными в стиле Гришковца. Новый текст потребовал новой музыки: композитор Алексей Сысоев создал партитуру для четырех ударных установок, дополненных электроникой, звуками столярных инструментов и всяких приспособлений вроде мягких толстых шлангов, издающих мерзкое зудение, похожее на свист пуль.


газета «Коммерсант»