Театральная компания ЗМ
Эмилио Кавальери

Игра о душе и теле

Детский музыкальный театр им. Н. Сац, Москва
Премия «Золотая Маска» 2013г. - «Специальная премия Жюри музыкального театра»
Номинации на Премию - «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа дирижера», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника в музыкальном театре»

старинная опера в одном действии, 23-х картинах с прологом и эпилогом



Либретто: Агостино Манни



Идея проекта и русский текст: Алексей Парин

Музыкальный руководитель и дирижер: Эндрю Лоуренс Кинг

Режиссер: Георгий Исаакян

Декорации и костюмы: Валентина Останькович

Художник по свету: Евгений Ганзбург

Дирижер: Иван Великанов

Хормейстеры: Руслан Генэ, Татьяна Хроменко

Концертмейстеры: Владимир Белунцов, Татьяна Васнецова, Наталья Доброрадова, Елена Тхиладзе



Артисты: Ольга Бутенко, Екатерина Орлова, Екатерина Сычева, Владислав Голиков, Михаил Гущенко, Максим Сажин, Денис Болдов, Антон Варенцов, Владислав Дорожкин, Николай Петренко, Олег Банковский, Алхас Ферзба, Юлия Макарьянц, Анастасия Ялдина, Михаил Богданов, Илья Журавлев, Андрей Панкратов, Ольга Балашова, Ольга Спицына, Валентина Алешина, Олеся Титенко, Юрий Дейнекин, Тимофей Крюков, Петр Соколов, Людмила Бодрова, Ольга Баринова, Татьяна Ханенко, Людмила Верескова, Ирина Петрова, Мария Смирнова



Ансамбль старинных инструментов



Продолжительность 1ч. 10 мин.



Возрастная категория 12+

Сочинение итальянского композитора Эмилио Кавальери балансирует на стыке эпох: в момент создания партитуры в Европе завершался Ренессанс и начиналось барокко. «Игра», с ее предельным благочестием и риторикой, вышла из недр средневековых «моралите» – сакральных драм-представлений, в которых царствовали аллегории. Тема сочинения – нравоучительные беседы вечной души с бренным телом – тоже весьма древняя. Действие организовано таким образом, что земной мир запросто взаимодействует и с преисподней, и с ангельскими далями, пение переходит в пластическую игру и обратно, а финал традиционно решен как ликование, отмечающее победу вечного над временным. Среди действующих лиц – Тело (в трех ипостасях – юность, зрелость и старость), Благоразумие и Наслаждение. Они вступают в контакты, цель которых для автора «Игры» привести душу к богу во время человеческого земного пути, минуя увлеченность плотскими благами.

Режиссер где-то следовал подробным сценическим ремаркам Кавальери, где-то дополнял действие аллюзиями на современность. В спектакле опущен разговорный пролог, и действие начинается с выхода Времени. Персонажи, изъясняющиеся сентенциями, одеты и в «средневековые» балахоны с прихотливыми шапочками, и в современные костюмы. Разум выглядит, как школьная учительница у доски, Мирское – вульгарный «новый русский», швыряющий пачки купюр. Над подмостками «летают» и поют ангелы, из-под них голосят обитатели преисподней, а соблазны жизни решены как современная свадьба. На сцену выносят копию «Венеры» Веласкеса, натюрморты малых и больших голландцев. С колосников спускаются телевизоры: когда Время поет о быстротечности жизни, на экранах возникает информационная программа «Время», если речь заходит о Страшном суде, телевизоры транслируют одноименную картину Босха. Побеждающая соблазны Душа в финале встает на котурны. А за оркестром скромно притулился человеческий скелет.

Принцип постановки – нарочитая наивность – подходит параду борьбы за нравственность, а заодно вторит старинным формам подобных зрелищ.

… Когда один из персонажей, «заботясь» о чужом душевном здоровье, заклеивает скотчем причинные места на изображениях Адама и Евы с картины Дюрера, понимаешь, что у нормальных деятелей российского искусства наболело, а истерика насаждения «нравственности», наблюдающаяся сегодня в обществе, требует адекватного сатирического ответа.


газета «Новые Известия»