Театральная компания ЗМ

Софокл. Эдип, тиран

ТЮЗ им. Ю.П. Киселева, Саратов
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2013г.- «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника»

Режиссер и художник: Маттиас Лангхофф
Художник по костюмам: Катрин Ранкль

Музыкальное оформление: Игорь Гладырев



Артисты: Руслан Дивлятшин, Алексей Кривега, Алексей Ротачков, Алексей Чернышев, Виктория Шанина, Илья Володарский, Владимир Конев, Нина Пантелеева, Василий Калашников

В спектакле принимают участие композитор Игорь Гладырев и школьники города Саратова



Продолжительность 2 ч. 10 мин.



Возрастная категория 16+<br>

При поддержке Посольства Франции в Российской Федерации и Французского института в России



«Эдип» не очень радостная постановка. Того, что древние греки знали о человеке, мы до сих пор не знаем. В мифе присутствуют все темы: отношение человека к власти и злоупотребление ею, отношение каждого, кто ищет решение и приходит к нему. Мне нравятся трагедии, потому что они оставляют надежду. Выходя после спектакля, зритель задумается, что же именно привело к такому плачевному финалу, и постарается в своей жизни избегать подобных поступков.


Маттиас Лангхофф, интервью газете «Провинциальный телеграф»




На сцене – смешение стилей и эпох: герои в маргинальных одеждах, на железных воротах в царские покои пятиконечные звезды, дети Эдипа смотрят «Конька-горбунка» перед сном, грязные потеки на стенах, рапсоды, поющие как КСПшники. И при этом – терпкий привкус немецкой идеи покаяния: как целая нация до сих пор кается за Гитлера, так и Эдип – герой во всех отношениях, которому неодолимый слепой рок не оставляет надежды на прощение – сам себе самый строгий и неподкупный судья.


газета «Репортер»




Есть ощущение, что спектакль создан режиссером под впечатлением от увиденного и пережитого в России, в Саратове. Всюду, везде, всегда мы, люди, связаны друг с другом настолько тесно, что при выпадении одного звена разрушается цепь, и человечество несется в бездну. Только осознаем мы это слишком поздно.


«Саратовская областная газета»




Маттиас Лангхофф, выступивший одновременно как режиссер и сценограф, совместно с художником по костюмам Катрин Ранкль создал образы и декорации, смешавшие в себе культурные аллюзии из многовековой истории европейского театра.

Древнегреческая трагедия разворачивается на фоне серых грязных улочек современного города, с кучей мусора, куда сваливают и трупы жертв чумы. Тут череп лошади на шесте, трон царя с отколотой спинкой спокойно соседствуют с горящей красным cветом вывеской «Кино «Орленок», счетчиками электроэнергии на стенах и пятиконечными звездами на железных дверях, ведущих в царские покои.


газета «Неделя области»




Лангхофф не просто взаимодействует со зрителем, он буквально вьет из него веревки, без спроса вовлекая в ход спектакля, при этом не требуя ничего, кроме внимания.

Неминуемость трагической развязки очевидна с первых сцен – по разрухе в городе и в головах жителей. Колонны уже развалены, мраморный трон, как символ могучей власти, уже расколот, ямы для погибших от чумы уже не закапываются, а прислужница в середине спектакля уже читает детям отрывок из учебника так, как читают только молитвы. Причиной «кровавой зыби» здесь, кажется, стало не столько нахождение убийцы Лая на свободе, сколько общая развращенность и, в особенности, тотальное пугающее равнодушие фивян. Равнодушие, с которым Иокаста рассказывает молодому мужу, как был убит ее ребенок. Равнодушие, с которым тело только что умершего прямо на сцене героя сносят в могилу. Равнодушие, с которым старик по-хозяйски чистит кусок брезента, в который недавно был завернут труп. И все атрибуты современности в спектакле – кондиционер, сигареты, гигиенические маски, автоматизированный опрыскиватель – доказывают, что современные люди все те же, и причины нынешних бед все в том же.


газета «Земское обозрение»











Пузырится серый запыленный покров сцены, а на нем – будто бы фигуры из папье-маше вместо персонажей древнегреческой трагедии. Немец Маттиас Лангхоф считается живым классиком – за его плечами многочисленные опыты по стилизации классических текстов, которым режиссер каждый раз умудрялся придавать современное звучание. Саратовский «Эдип» – первый российский опыт Лангхофа, и себе он не изменил. Та же тщательность соблюдения формы, та же визуальная монохромность, та же пластичность. Но главное, что удалось Лангхофу вместе с актерами саратовского ТЮЗа, это интонация, превращающая культурный миф в сюжет сегодняшний, а героев Софокла – в живых людей.

Кристина Матвиенко