Театральная компания ЗМ

Диана Вишнева: Диалоги

Мариинский театр, Санкт-Петербург
Премии «Золотая Маска» 2013г. - «Лучший спектакль в балете», «Лучшая женская роль» (Диана Вишнева)
Номинация на Премию - «Лучшая мужская роль» (Андрей Меркурьев)


ЛАБИРИНТ


Музыка: Джан Карло Менотти



Хореография: Марта Грэм

Постановщик балета на сцене Мариинского театра: Мики Орихара

Партия фортепиано: Алексей Гориболь

Оформление: Исаму Ногучи

Костюмы: Эдит Гилфонд

Оригинальный свет: Жан Розенталь в обработке Беверли Эммонс



Артисты: Диана Вишнева, Бен Шульц



Постановка осуществлена при поддержке господина Тошихико Такахаши


ДИАЛОГ


Музыка: Фредерик Момпу «Вариации на темы Шопена»



Хореография: Джон Ноймайер

Художник по свету: Ралф Меркел



Артисты: Диана Вишнева, Тьяго Бордин



Партия фортепиано: Алексей Гориболь


ОБЪЕКТ ПЕРЕМЕН


Музыка: Франц Шуберт «Смерть и девушка» (часть II Andante con moto) в обработке для камерного оркестра Густава Малера



Хореография: Пол Лайтфут и Соль Леон

Оформление и костюмы: Пол Лайтфут и Соль Леон

Художник по свету: Том Бивурт

Репетитор балета: Максим Хребтов



Артисты: Диана Вишнева, Андрей Меркурьев



Продолжительность 2 ч.



Возрастная категория 6+<br>

Объединение в один вечер хореографии разных эпох вновь выглядит не самым логичным – до тех пор пока сохраняются стилевые и временные ограничения. Отменить их позволяет Вишнева – балерина образцовой академической школы, прошедшая монастырские установки «Баядерки», «Лебединого озера» и «Спящей красавицы», научившаяся преодолевать чарующий абсолют их формы и начинять смыслами, которые до нее к этой красоте казались неприменимы.

Именно поиски собственного пути на давно проторенных магистралях классики, погружение в глубины старинных спектаклей стимулируют в артистах, обладающих балетным геном, азарт в освоении новых пластических форм. Но если в «Красоте в движении» Вишнева завлекала зрителя контрастным соединением современного академизма и балетной эстрады и даже заступала на территорию цирка, то новый вечер не предполагает компромиссов. Образцовый, зафиксированный в учебниках танец-модерн, практически неизвестный в России (у нас под этим термином фигурируют все неклассические разделы хореографии), правоверная неоклассика и посткилиановский язык артикулированы Вишневой с замечательной точностью.
Вишнева не ограничилась просветительской миссией. И хотя балеты на музыку Джан Карло Менотти, Фредерика Момпу и Шуберта невозможно объединить в три акта единого спектакля, «Диалоги» позволяют рассматривать их как вариации на тему женской природы, и жертвенной, и требующей жертв.


газета «Ведомости»




Ноймайер сочинил балет подчеркнуто камерный, с негромкой, интимной интонацией. Под музыку фортепианных «Вариаций на темы Шопена» разворачивается история нежности и непониманий, воплощенная в элегических дуэтах, перетекающих один в другой.

Танец проходит по всем изгибам эмоциональной жизни героев.

«Объект перемен» контрастирует с акварельным «Диалогом». Пластика чрезвычайно остра, танец чрезвычайно динамичен, яркая телесность сочетается с необычным рисунком, полным конвульсивных отрывистых фраз, резких перепадов медленного и быстрого, похожих на выкрики. Смерть показана хореографами непривычно и остро. Здесь нет никакой иллюстративности: никто не падает, никто не уходит; просто в финале героиня остается одна, потому что умирает каждый в одиночестве, даже если все близкие стоят рядом. Лайтфут и Леон показывают смерть с позиции не тех, кто остается, а того, кто по этому пути идет. И тех, кто еще какое-то время, в силу любви и прозорливости, идет по нему вместе с умирающим. У Лайтфут и Леон все замешено на чувстве и ощущении. Вишнева, как всегда, любой жесткости текст насыщает страстью, а рисунку танца придает изощренность и прихотливость. Здесь у нее звучат темы, не предусмотренные, пожалуй, авторами. Все эти вздернутые плечи, птичьи шаги, вихляние суставов – эти давно уже ставшие нейтральными движения из арсенала современного танца у нее вдруг неуловимо возвращаются к своим истокам – к характерности (не балетной, а исконно театральной), к гротеску, к искусству мимов, к трагической клоунаде. Диана обнажает эмоцию и заостряет экспрессию. И это и есть ее главный диалог – диалог петербургской балерины с современной западной хореографией.


интернет-портал «Фонтанка.ру»





Неутомимая Диана Вишнева открывает новые танцевальные миры в программе «Диалоги», созданной, как и «Красота в движении», в содружестве с продюсером Сергеем Даниляном. Три мини-балета – три лика современной хореографии. «Лабиринт» (1947) – балет из серии хрестоматийных, но у нас практически неизвестных (классика танца модерн) – инспирирован мифом о Тезее и Ариадне. При том, что легендарная Марта Грэм, будучи истинной феминисткой, отправила на схватку с Минотавром именно героиню. Давший название проекту «Диалог» (2011) был сочинен Ноймайером специально для Вишневой и Тьяго Бордина. Музыкальным вариациям на тему прелюдии Шопена здесь соответствуют переменчивые взаимоотношения влюбленных: нежность, ссоры, примирения. Наконец, балет работающих в прославленном NDT Пола Лайтфута и Соль Леон «Объект перемен» (2003) – самое принципиальное высказывание вечера. Его действие разворачивается на эффектном красном ковре, а Вишнева в дуэте с Андреем Меркурьевым кажется маленькой отважной клоунессой, время выступления (читай, жизни!) которой роковым образом вот-вот истечет. Об этом же напоминает неумолимая поступь музыки Шуберта (квартет «Смерть и девушка» в обработке Г. Малера).

Лариса Барыкина