Театральная компания ЗМ
Андрей Платонов

Дураки на периферии

Камерный театр, Воронеж
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2013г. - «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера»

комедия



Режиссер: Михаил Бычков

Сценография: Юрий Сучков, Михаил Бычков

Костюмы: Юрий Сучков

Музыкальное оформление: Владислав Толецкий



Артисты: Юрий Овчинников, Елена Лукиных, Екатерина Савченко, Андрей Новиков, Андрей Мирошников, Борис Алексеев, Вадим Кривошеев, Людмила Гуськова, Елена Дахина, Александр Тарасенко, Татьяна Чернявская, Татьяна Бабенко



Продолжительность 2 ч. 30 мин.


Возрастная категория 16+<br>


Спектакль создан при поддержке губернатора Воронежской области Алексея Гордеева



Так сложилось, что в последние годы многое в моей жизни связано с Платоновым. Возник Платоновский фестиваль, и, в связи с ним, много встреч, впечатлений, доступ к документам, перечитывание и чтение ранее нечитаного у этого потрясающего писателя. К тому же, рожденного и сформировавшегося в Воронеже, где уже 25 лет происходит моя жизнь.

На периферии.

Сначала мне очень понравилось название пьесы. А затем, как подарок судьбы, открылась и сама пьеса. Грандиозного масштаба! Это был волнующий вызов. Волнующий, как мало что в последнее время.

Пьеса Платонова приносила радостное наслаждение в процессе разбора, репетиций, сочинения пространства и костюмов. Она оказалась легкой, сценичной, красивой, полной абсурда. Причем не вымученного, а настоящего психологического абсурда, сдобренного изысканными оттенками чувств.

Живопись Марка Ротко оказалась созвучной этим тонким отношениям.

А в плане абсурда – очень здорово помогала в работе наша действительность.

Михаил Бычков




Спектакль, рисующий шершавый, бесцветно-серый советский уклад, исключительно живописен. Стена с горизонтальной крашеной казенной «панелью» меняет один чудесный акварельный колорит на другой: от оранжевого с желтым к сиренево-охристому. К тому же из стены вырезан и вдвинут в глубину квадрат. Это окно, в котором мерещатся бескрайние дали, широкие картины вольной родной природы, горизонты. То ли этот квадрат – остаточное явление живой жизни, которую скоро вдвинут согласно какому-нибудь постановлению в стену, захлопнут окно – и жизнь утратит сияющие цвета, обозначив победу советского и канцелярского. То ли дали неоглядные так и будут манить «в форточку» своей красотой, которую советские уродцы не замечают и не заметят, прислоненные революционной действительностью к масляной краске казенного неуюта.

Они – болваны.

Это было бы смешно, если бы мы не знали, что такое для Платонова «народ». Сколько богоизбранного мерещилось ему в людях прекрасного и яростного мира. «Дураки на периферии» – трагическая констатация того, чем стал при советской власти этот народ, во что превратился («весь народ живет как одно семейство, без пола и должности», но по расписанию: «Время пить. Обед переварился»).

Но режиссер-стилист Михаил Бычков не склонен к социальности, он не перегружает спектакль драматизмом, он ставит буффонаду, оформляя ее неконкретно, озорно, занимаясь циркизацией театра, тонко интонируя платоновский текст, как бы размывая его масляные краски театральным разбавителем. Что ужасаться жизни, в которой человек точно знает: «Мир документально не удостоверен», – а значит, вроде мира и нету. Мира, видимо, действительно нет.

В пьесе Платонова живут очаровательные идиоты – советские трудящиеся. У них и так от природы лбы оловянные, а мозги – проржавевшие и неповоротливые. Эти люди с опилками и директивами вместо мозгов – губители жизни, у которых периодически «настроение набухает». В финале они будут перекидывать с рук на руки кокон с никому не нужным яйцеобразным младенцем – и вдруг выяснится, что мальчик в этом коконе мертв. А они, живущие согласно протоколам болваны, выглядят при этом живее всех живых, более того – узнаваемы и вполне современны, как и многие фразы типа: «Кругом закон, а мы посередине мучаемся».

Но нарисованный допотопный мир при всей своей отчужденной живописности, акварельной нежизненности, как выясняется, не так уж далек от нынешнего, нашего, уже не распахнутого синим окном в голубые дали нетронутой русской природы. Дело не в прямом совпадении. Дело в катастрофически множащемся количестве злокачественных отечественных дураков, гораздо более страшных, чем платоновские нелюди. Они, еще недавно, как пел Окуджава, обожавшие «собираться в стаю, впереди их главный», расправили крылья. И не только на периферии. А прямо по центру. И далее – везде.


«Петербургский театральный журнал»




Автор назвал свое создание комедией. Но она скорее фарс, поскольку действующие ее лица все без исключения – дураки. Фарс очень смешной и, в сущности, трагический. Задолго до возникновения на Западе «театра абсурда» миру явилась совершенно абсурдистская пьеса. В пьесе все парадоксально, начиная с завязки и кончая финалом. Герои нелепы, сюжет невероятен, комизм, сопутствующий всему действию, внезапно оборачивается своей изнанкой. Быт и фантасмагория предстают в немыслимом сочетании.

Все здесь не только дураки, но и уроды. Не на ком глаза остановить. «Несогласные» не лучше приспособленцев.
Постановщик, скорее всего, решил не педалировать трагизм финала, а подчеркнуть его, хоть и противоестественную, но обыденность. Показать, что случившееся не столько страшно, сколько привычно и тоскливо.


интернет-портал «Страницы Воронежской культуры»




Андрей Платонов был связан с Воронежем биографией – именно этим обстоятельством главный режиссер Камерного театра Михаил Бычков воспользовался для того, чтобы проводить здесь масштабный Платоновский фестиваль. Но и в собственном театре Бычков помнит о замечательном русском прозаике, чьей поэтике мало кто находил соразмерный сценический эквивалент. Заблудшие и косноязычные герои его «Дураков на периферии» помещены в яркое лаконичное пространство, колоритом отсылающее зрителя к живописи Марка Ротко. Режиссер эстетствует, а актеры живут по психологии – в этом конфликтном поле разворачивается действие коротких эпизодов из жизни, отстоящей от нас так же далеко, как и коммунистическое будущее, о котором мечтали герои Платонова.

Кристина Матвиенко