Посторонний
Театр «Особняк», Санкт-Петербург
Фантасмагория по мотивам повести Альбера Камю и текстам Бориса Виана
Режиссер: Юлия Панина
Художник: Анастасия Бутова
Музыка: Константин Гаёхо
Свет: Татьяна Яковлева
Актеры: Наталия Эсхи, Константин Гаёхо, Кирилл Утешев, Михаил Кузнецов
Продолжительность 1 ч. 25 мин.
Возрастная категория 16+
Один критик сказал про нас, что это больше литература, чем спектакль. Но мы сознательно не писали пьесу, а делали именно инсценировку по текстам Камю и Виана. Потому что нам показались сходными эти две истории, где текст есть не что иное, как внутренний монолог. И самая большая задача состояла в том, чтобы оправдать именно текст, а не молчание! Актеры знают, что молчание оправдать легче. А когда возникает слово – нужна мотивация, нужно право на слово. А где его взять, если весь текст – это мысли, а не слова и диалоги. Вот это право мы и искали. В жизни иногда возникают ситуации, где молчание невозможно, но при этом чем ситуация сложнее, тем бессмысленнее становятся слова. И чем больше хочется выразить словами – тем меньше это получается. Вот с этим парадоксом нам и интересно было поработать.
Юлия Панина
Необыкновенное и, как оказалось, не совместимое с жизнью и свободой приключение, случившееся с героем повести Камю под палящим солнцем Алжира, в спектакле «Особняка» обретает естественную среду. Смерть матери, встреча с маленькой элегантной женщиной, затянувшийся разговор с посетителем кафе – все эти мучительные события жизни главного героя, замечательно точно сыгранного Константином Гаёхо, складываются в роковую кривую, приводящую его в тюрьму. Средствами «бедного театра», ставшего опознаваемым стилем «Особняка» еще с 1990-х, когда эта сцена была одним из мощных очагов альтернативной театральной культуры и мировоззрения, создается странный, наивный и завораживающе жуткий мир «Постороннего».
Кристина Матвиенко