Сегодня главная проблема нашего мира в том, что никто никого не любит. Для меня очень важно вглядеться в то, что так больно осознавать. Достойны ли мы вообще любви? Чтобы найти правильный ответ на этот вопрос, я предлагаю использовать современный театр как шоковую терапию.

Антон Маликов


В тексте пьесы почти ничего не изменено. Но все радости постмодерна – эклектика, правда, вполне избирательная, где-то даже аскетичная – и в приемах, и в оформлении сцены, и в музыкально-европеизированном звукоряде; фонограмма, как и большой флаг Объединенного Королевства, как плюшевая голова медвежонка, скрывающая до поры одного из самых страдательных персонажей пьесы – Павла; нарисованные маски «звериков» – все это вполне читаемые символы.
Режиссер напоминает нам старую театральную истину о том, что «короля играет свита». И характер Вассы, ее «миссия» в жизни дома, семьи высвечиваются в отдельных репликах, вскользь брошенных замечаниях, в мизансценах эпизодов с Павлом, Натальей, Липочкой.
Знаковые для каждого персонажа пластика и акценты, тембровые краски в речи – все это объяснимо и оправдано режиссерским замыслом. И хочется найти до абсурда наивную жажду любви и нежности в масках «звериков», которые мечутся по железному саду, громыхающему даже под россыпью желтых пушистых и вроде бы все осветивших собою цветков – без корней. И как знак-эрзац материнской любви и заботы – на черном семейном столе – жестянка со сладкой сгущенкой внутри: так и ее еще надо добыть, открыть железным ключом.

газета «Курган и курганцы»


Курганский театр драмы впервые участвует в фестивале – и это следствие рывка, который сделал театр в последние годы. Недавно отучившийся в ГИТИСе Антон Маликов сделал в Кургане первый вариант пьесы Горького «Васса Железнова». Персонажи замкнуты в камерном пространстве, где обостряются интимные отношения в семье, живущей ненавистью. Артисты играют на помосте, напоминающем жаровню, которая в какой-то момент заполняется словно бы галлюциногенными ван-гоговскими подсолнечниками. Социальный анализ молодого российского капитализма, в сущности, совершенно горьковский: идет война всех против всех, потомки деляет еще не полученное наследство, а о своих детях говорят исключительно как о «помёте». Вассе для того, чтобы выжить нужно быть жестокой, властной хозяйкой без женских сантиментов. Она – и единственный гарант относительной стабильности семьи, и одновременно причина всех разрушительных процессов. Антон Маликов применяет современные постановочные техники, но и не забывает про артистов: зрителя ждет очень точная психологическая схватка самых разных актерских индивидуальностей.

Павел Руднев



Wassa

Курганский государственный драматический театра, Курган
Участник программы «Маска Плюс» Фестиваля 2015 года

трагедия по мотивам пьесы Максима Горького «Васса Железнова. Мать»

Режиссер: Антон Маликов
Художник: Ольга Крупатина
Художник по свету: Максим Бирюков

Артисты: Екатерина Горяева, Татьяна Кузьмина, Владимир Рахманов, Александр Шарафутдинов, Анна Захарова, Анастасия Черных, Анатолий Кононов, Иван Дробыш, Ирина Шалимова, Александра Шупарская

Продолжительность 2 ч. 30 мин.


Возрастная категория 18+