В этом спектакле игра – метафора, на которой строится все в мире. Название говорит за себя, а все, что говорят игроки, противоречит их поступкам. Режиссер акцентирует наше внимание на том, как слова «таких людей» расходятся с их действиями. Они всегда в игре, они назначают правила и вовлекают в игру других, разумеется, непосредственно и с азартом. У каждой игры есть манера – например, манера общения. Игроки общаются заученными цитатами, выдуманными пословицами, забрасывают фактами, позволяя проскальзывать живым и неподготовленным заранее словам только в том случае, когда речь идет о действительно большой игре и туго набитом кошельке. Персонажи карикатурны, но живы, поэтому даже дерутся, только наоборот – они заставляют обстоятельства и чужие кулаки работать на них. Игроки – это команда, стать частью которой можно, только если готов на риск. Игроки даже плачут, особенно когда смеются над обществом, – скупые мужские слезы. Однако людей с «надувательской земли» тоже часто обводят вокруг пальца.

интернет-издание «Дискурс»


Мы принципиально никого не привлекали к работе и в тотальном смысле делали все сами, наш художник присоединилась уже после премьеры. Никто никаких разрешений и полномочий делать спектакль нам не давал, ровно как и репетиционное время. Почти никто в общем-то и не знал, что крикливая, гогочущая, матерящаяся кучка гопников во дворе ГИТИСа – это репетиция «Игроков». И не то чтобы «ах как все сложно, репетировали на улице, бедненькие» – все это было совершенно намеренно. Дело не в том, что я считал, будто у нас очень много сил, просто это мой принцип – чтобы я мог действительно любить то, что создаю, мне нужно, чтобы меня никто не сбивал.

интервью Александра Кузнецова интернет-изданию «Дискурс»


Свидетельством обновления режиссерского и актерского цеха в российском театре стал повышенный интерес к студенческому театру, к дипломным спектаклям. Спектакли, которые делает молодежь в ГИТИСе, Школе-студии МХАТ, Мастерской Римаса Туминаса при училище им. Бориса Щукина, становятся в последние годы естественной и весомой частью московской премьерной афиши. Театральные критики пишут о них рецензии, включают их в списки к обязательному просмотру, дискутируют о них. Благодарю этому вниманию, доверию к молодым, многие студенческие работы имеют славную постдипломную жизнь. Выпускник курса Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова в ГИТИСе Александр Кузнецов сыграл свои первые роли в Московском Художественном театре, но параллельно имеет проект «Игроки», сделанный с однокурсниками. Гоголевская пьеса о карточных авантюристах разыграна в пространстве стильного гангстерсткого авантюрного боевика. Красавцы-юноши одеты в безупречные тройки и похоже равным образом как на мафиози (что никак не противоречит гоголевскому смыслу), так и на бойс бенд. Их система взаимодействия похоже на танец в стиле драке, где каждый из бандитов не только пластичен, но и артистичен. Главный гоголевский герой – обманутый обманщиками Ихарев (сам Александр Кузнецов) – носит тату с изображением Пушкина, а вместе заветной колоды крапленных карт достает бейсбольную биту, словно герой «Заводного апельсина». Синефильская греза властвует над сознанием современных актеров.

Павел Руднев, куратор программы «Russian Case»-2016



Николай Гоголь

Игроки

Проект Александра Кузнецова, Москва
Участник программы «Russian Case» Фестиваля 2016 года

Режиссер: Александр Кузнецов
Художник: Александра Дашевская

Артисты: Матвей Черных, Егор Матеев, Олег Блинов, Кирилл Ковбас, Александр Кузнецов, Илья Носков, Андрей Михалев, Михаил Кремер

Продолжительность 1 ч. 30 мин.


Возрастная категория 18+