Театральная компания ЗМ

Русский блюз. Поход за грибами

Лаборатория Дмитрия Крымова театра «Школа драматического искусства», Москва

Постановка: Дмитрий Крымов

Художник: Мария Трегубова

Ассистент режиссера: Анна Кострикова

Художник по свету: Иван Виноградов

Хореограф: Анатолий Войнов

Мастер кукол: Виктор Платонов

Мастер видео: Александр Шапошников

Мастер звука: Андрей Зачесов, Сергей Александров

Мастер шумов и шорохов листвы, звуков шагов зайцев по мокрой траве и звуков пузырьков воздуха из морских глубин: Кузьма Бодров



Артисты: Наталия Горчакова, Вадим Дубровин, Ольга Ермакова, Аркадий Кириченко, Максим Маминов, Сергей Мелконян, Оксана Мысина, Кристина Пивнева, Дмитрий Репин, Мария Смольникова, Михаил Уманец, Кирилл Федоров



Продолжительность 1 ч. 30 мин.


Возрастная категория 18+

«Пошла баба в лес за грибами, а навстречу ей медведь с зубами»

Русская народная пословица





В русском менталитете поход за грибами ассоциируется с чем-то хорошим, объединяющим семью, друзей и даже недругов. Это и страсть, и успокоение одновременно – что-то сродни общей молитве или валерьянке высшего порядка. Поход за грибами имеет почти мистическое, не бытовое значение, своего рода поход за Синей птицей. Кто читал «Синюю птицу» Метерлинка или смотрел спектакль во МХАТе, помнит, чем дело кончилось.

Дмитрий Крымов






В спектакле Крымова персонажи собираются в лес за грибами. Что-то им мешает, но они все-таки идут – и милое осенне-воскресное развлечение оказывается походом за своей судьбой. На сцене, устланной упаковочным картоном, люди прячутся в картонные же домики, придуманные сценографом Марией Трегубовой. Домики хрупкие и ненадежные, а люди смешные и странные, маленькие и взрослые, худые и не очень, нелепые и деловитые. И вообще, они больше похожи на ожившие рисунки. Сценическая, режиссерская история, в сущности, лишенная внятной истории сюжетной, составлена в «Русском блюзе» из эпизодов, многие из которых лишь перекликаются друг с другом отдельными деталями вроде банки с грибами. И клонятся эти эпизоды подчас в разные жанры. То в рискованный комический абсурд, то в не менее, наверное, рискованный абсурд трагический.

Дмитрий Крымов вернулся к чистому театральному сочинительству. Впрочем, это уже не тот «театр художника», с которого все когда-то начиналось (хотя, разумеется, визуальные образы имеют и теперь решающее значение), это сложносочиненное произведение с запоминающимися актерскими работами и умными режиссерскими ходами.

газета «Коммерсант»




Свой поход за грибами Дмитрий Крымов сравнивает с путешествием за Синей птицей. Как и герои Метерлинка, его участники спускаются на дно морское и попадают в царство мертвых. Хотя, в отличие от Тильтиль и Митиль, обратно возвращаются с полными корзинами. Но эти корзины полны сурового жизненного опыта: методичный подсчет добычи похож скорее на перечень несчастий, «взаимных болей, бед и обид».

Свободная, ассоциативная и такая легкая поначалу театральная игра неожиданно приводит к трагическому финалу. Уютный мир картонных домиков (художница Мария Трегубова, как и ее учитель, особенно любит этот универсальный податливый материал) пылает бутафорским пламенем.

Как когда-то африканские рабы на плантациях пели о своей нелегкой доле и нечаянно сотворили новый музыкальный стиль, так Дмитрий Крымов с актерами в «Русском блюзе» пытаются нащупать культурный код нашей бестолковой, смешной и абсурдной жизни. И кажется, им это удается. Нет ничего более русского, чем ритуальный поход за грибами, где важен не результат, а процесс. Это то, что объединяет людей всех социальных слоев, простых работяг и интеллектуалов. Но в любом походе за грибами, помимо азартной охоты за дарами природы, присутствует тоскливая обреченность, пустота осеннего умирающего леса. И вот эта затихающая минорная нота, пожалуй, и есть камертон русского блюза.

журнал «Театр». Блог