Театральная компания ЗМ
Людмила Петрушевская

Московский хор

Малый драматический театр – Театр Европы, Санкт-Петербург
Премии «Золотая Маска» 2003г. - «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая женская роль»(Татьяна Щуко)
Номинации на Премию - «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника»
Премии «Золотая Маска» 2003 г. – «Лучший спектакль в драме. Большая форма», «Лучшая женская роль». Номинации на Премию «Золотая Маска» – «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника».



Режиссер Игорь Коняев

Руководитель постановки Лев Додин

Художник Алексей Порай-Кошиц

Художник по костюмам Ирина Цветкова

Автор аранжировок, хормейстер и музыкальный руководитель Михаил Александров

Артисты: Татьяна Щуко, Сергей Власов, Татьяна Рассказова, Екатерина Решетникова, Ирина Демич, Анжелика Неволина, Мария Никифорова, Екатерина Клеопина, Елена Калинина, Адриан Ростовский, Виталий Пичник, Наталья Калинина, Владимир Артемов, Лия Кузьмина, Ирина Никулина, Анатолий Колибянов, Вера Быкова, Владимир Артемов, Александр Кошкарев, Светлана Гайтан, Михаил Александров, Галина Волкова

Продолжительность 2 ч. 40 мин.

Нам всё время кажется, особенно когда спектакль идёт о нашей жизни, что это волнует только нас. Казалось бы, уж такая наша история, исконно коммунальная русско-советская жизнь. Но в корне её лежит семейная история. И даже что такое коммунальная жизнь, все знают на самом деле, потому что коммунальная жизнь существует на уровне одной семьи. На самом деле человеческие проблемы гораздо ближе друг другу, чем нам это кажется и чем мы себе - и друг другу особенно – это внушаем, так жестоко разделяя и без того разделённый мир.
Лев Додин, интервью газете «Газета»





Речь идет о нескольких днях из жизни московской семьи. 1957 год, на носу фестиваль молодежи и студентов, к нему готовится самодеятельный хор – он разучивает песни, и те обрамляют сцены, разыгрывающиеся в большой московской квартире. Из ссылки возвращаются сестра и племянница престарелой хозяйки дома, вздорной и придирчивой старушки Лики, а затем разворачивается характерная для текстов Петрушевской бытовая фантасмагория, где герои проходят все круги коммунального ада. Чудо состоит в том, что Малый драматический театр сделал из этого ужаса светлый, нежный, лишенный малейшего намека на ностальгию по пятидесятым спектакль. Все ясно, просто, определенно. Перед нами предельно сконцентрированная, показанная средствами психологического театра жизнь. Плохих людей здесь нет – есть несчастные люди. А игра Татьяны Щуко придает «Московскому хору» совсем особый масштаб. Вздорная и мудрая, жалкая и величественная, готовая пожертвовать всем ради своих родных и в то же время безжалостная, абсолютно узнаваемая московская старуха к концу спектакля превращается в едва ли не эпическую фигуру. А начавшийся как бытовая история спектакль оборачивается притчей, рассказывающей об античеловеческой жизни и выживающих в ней людях, несмотря ни на что ухитряющихся остаться людьми.
газета «Известия»