Порой в отчаянии спрашиваешь себя: неужели действительно все самые великие преступления в истории совершались во имя самых великих, высоких целей добра и справедливости? И волей-неволей задаешься вопросом: знают ли творящие зло, что они творят зло? Здоровы они или безумны? Может ли безумец сознавать свое безумие? Что движет нашими поступками – желание так поступить или трагическая невозможность поступить иначе? И, может быть, каждый из нас – творя то, что мы творим, – каждый из нас по-своему Гамлет? Словом, сегодня загадка великого гуманизма великого Гамлета снова требует если не разгадки – она, по-видимому, невозможна – то хотя бы еще одной попытки осмысления. Эта история ставит перед нами все новые и новые вопросы.

Лев Додин
Режиссера интересует не столько сама пьеса «Гамлет», сколько более глобальная гуманитарная проблема – проблема Гамлета. И, расширяя круг источников, Додин словно расширяет пространство спектакля, не излагает историю, а думает об истории. Известно, что шекспировский Гамлет был убийцей – заколол Полония, отправил на верную смерть Розенкранца и Гильденстерна. Додин не боится поставить вопрос ребром: не обманываем ли мы себя, пытаясь оправдывать то, что невозможно и не нужно оправдывать. В спектакле Малого драматического совершена своего рода дегуманизация Гамлета – обращаясь к необработанным руками гения хроникам, сталкивая стихи и прозу, значительно сокращая количество действующих лиц, режиссер разворачивает тревожную мысль, стремится освободить проблему от недомолвок. В этом «Гамлете» представлена какая-то страшная программа разрушения и самоуничтожения – и мы с легкостью можем построить проекцию этой игровой модели на ту реальность, в которой нам выпало жить.

газета «Коммерсант»
В спектакле Льва Додина заключен тот взгляд на «Гамлета», честный и последовательный, без иллюзий и самообмана, который в наше время кажется не только возможным и закономерным, но, можно сказать, неизбежным. Нужно добавить – увы, неизбежным.

газета «Экран и сцена»



Вольное сочинение Льва Додина про неволю.
Перестройка. Между строительных лесов к народу выходит глава государства, мягкий человек и гуманист (Игорь Черневич). Рядом с ним первая леди, красивая и волевая (Ксения Раппопорт). Вместе они обещают бороться с вековой дикостью и изменить имидж страны на мировой арене. Но не тут-то было. К инаугурации приезжает Гамлет (Данила Козловский) и скоро напоминает окружающим своего отца, настоящего медведя. Гамлет составляет оппозицию при поддержке давней подруги детства Офелии (Елизавета Боярская). В итоге гибнут все. Кроме актеров. Корифеи МДТ Сергей Курышев, Игорь Иванов и Сергей Козырев в старинных кафтанах играют разом могильщиков, свиту и странствующих актеров, которые каждому из персонажей исполняют персональную «Мышеловку» – но уши тех закрыты к предостережениям.
Сочинение Льва Додина по мотивам пьесы Шекспира и ее первоисточников претендует на обобщения. Искусство – предсказание для способных слышать. Россия – страна победившей тирании. «Оттепели» у нас кратки и декоративны, зато уж тирания – вечна. Лев Додин сокрушительно убедителен. И мрачен. Из всех его пророчеств самое оптимистическое в «Гамлете» – то, что всему приходит конец.

Елена Ковальская



Спектакль создан при поддержке мецената Алишера Усманова и Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт», Благотворительного фонда «Достоинство»

На странице использованы фотографии Виктора Василеьва


Обращаем ваше внимание!
Начало всех спектаклей в Москве – в 20:00


Гамлет

Малый драматический театр – Театр Европы, Санкт-Петербург
сочинение для сцены Льва Додина по Саксону Грамматику, Рафаэлю Холиншеду, Уильяму Шекспиру, Борису Пастернаку

Режиссер: Лев Додин
Художник: Александр Боровский
Художник по свету: Дамир Исмагилов
Режиссер-ассистент: Валерий Галендеев
Педагоги-репетиторы: Юрий Васильков, Юрий Хамутянский
Художественный координатор: Дина Додина

Артисты: Данила Козловский, Ксения Раппопорт, Елизавета Боярская, Игорь Черневич, Сергей Курышев, Игорь Иванов, Сергей Козырев, Станислав Никольский

Продолжительность 2 ч. 10 мин.
Возрастная категория 18+