Этот спектакль был очень важной работой как для меня, так и для театра. Это практически первый опыт постановки современного текста в Тверском театре юного зрителя. Для меня и для артистов это был интересный и в то же время не простой способ работы над материалом. Пьеса о сегодняшних людях, наших современниках, некий срез нашего общества – от секретарши до топ-менеджера крупной компании. Что их всех объединяет или наоборот разъединяет, что движет этими героями и чего им, как и нам, не хватает? В буддизме способ понимания пустоты – это наблюдение. Мы можем делать это, отслеживая, как работает наш мир. Когда мы наблюдаем мир, первое, что мы обнаруживаем – это то, что ничто не остается неизменным: все мимолетно и эфемерно, ничто не является постоянным и бессмертным. Существует явная взаимосвязь между пустотой и любовью с состраданием, которых так не хватает героям этой пьесы.

Талгат Баталов
Спектакль «Пустота» многослоен. Один слой – это серия притч об устройстве современного социума, его простой иерархии и тотальном отсутствии коммуникации. В этом слое перед зрителями проходит вся панорама российских (да и не только российских) социально-экономических сюжетов: ветеран боевых действий бьет сожительницу, директор фирмы гоняет подчиненных, начальник соблазняет директора по PR, в маленьком городе банкротят градообразующее предприятие, маститый писатель «зарезает» рукописи потенциальных конкурентов. В жизни, составленной из газетных заголовков и избитых сюжетов, человек является социальной функцией: топ-менеджер Дмитрий Анатольевич щелчком пальца «выключает» хор подчиненных, поющих корпоративный гимн. Однако и топ-менеджер – это всего лишь социальная зверушка, которая каждое утро пробуждается к жизни «благодаря микроразряду какого-то электрона».
Сочувствовать и сопереживать в этом спектакле некому, хотя все микросюжеты, конечно, близки сидящим в зале. Но приемы брехтовского театра и театра социальных масок не дают зрителю забыть, что перед ним – схема социума, персонажи-архетипы, и происходящее с ними – не уникальные человеческие истории, а варианты одной и той же экзистенциальной драмы.

интернет-издание «Край справедливости»
«Пустотой» автор пьесы Максим Черныш называет содержимое отношений – между мужчиной и женщиной, начальником и подчиненным, мэром города и владельцем завода. Отношений сегодня в нашем в мире капитала, где еще крепко помнят другие времена – советскую стабильность, лихую Перестройку.
Собрав на базе пьесы скоростную, современную постановку, Талгат Баталов высказался об отношении к современному человеку в целом. Хореограф Александр Андрияшкин задал героям, молодым московским менеджерам, пластику идеальных биомашин с предзаданной траекторией. Их обыденная жизнь разворачивается в совершенно необыденном пространстве, которое создала сценограф Ольга Никитина. Коробка из простых древесно-стружечных плит сужается в глубине, усиливает иллюзию перспективы. И в перспективе, предложенной нам в качестве оптики, у этих героев нет будущего. Они пришли в жизнь и уйдут, не оставив по себе следа, как сходит снег весной.
У молодого режиссера трезвый взгляд на горячие страсти современного города. Однако рядом с трезвостью в его спектакле живет жалость к человеку, и чувству этому аккомпанирует бесконечная песня калмыкского ламы, невозмутимо поющего свою мантру на музыку Антона Батагова.

Елена Ковальская



На странице использованы фотографии Сергея Шимова

Максим Черныш

Пустота

Театр юного зрителя, Тверь
театральный ситком

Режиссер: Талгат Баталов
Художник: Ольга Никитина
Режиссер по пластике: Александр Андрияшкин
Художник по свету: Дмитрий Зименко (Митрич)
Видео: Дмитрий Соболев
Саунд-дизайн: Михаил Ефимов

Артисты: Андрей Иванов, Полина Козловская, Елена Фомина, Дмитрий Федоров, Константин Павлов, Александр Крайнов, Михаил Хомченко, Надежда Мороз, Сергей Зюзин, Татьяна Романова, Александр Романов

Продолжительность 2 ч. 15 мин.
Возрастная категория 16+