Максим Блинов играет легко, умно, объемно, с точным соблюдением дистанции со зрителем, которого превращает в соучастника всех страхов и всех побед сельского доктора.
Трезвую интонацию Михаила Булгакова, описавшего в «Записках юного врача» собственный опыт, – актер совмещает с братским состраданием к герою. Создателям спектакля важнее другая линия текста – линия становления души, закаляющейся в страдании, распрямление духа и воли. Григорий Козлов музыкально выстроил партитуру спектакля, распахнув камерную историю юного врача в пространство большой истории. Нигде специально не педалируя, нам не дают забыть, что там, за черными призрачными занавесками, рушится тысячелетняя империя, растет и ширится кровавый поток, который может снести и доктора, и всех его многочисленных деревенских чудиков-пациентов...
Но блестят начищенные хирургические инструменты в операционной, шуршат крахмальные простыни кроватей. И долг доктора велит бороться даже тогда, когда надежды нет...


Интернет-издание «Teatrall»
Этот спектакль строится на внутренней интонации, которую современный «театр текста», настаивая на отделении текста от актера, а слов от персонажа, – уже практически забыл. Чтобы нежно, точно, иронично, ни на секунду не теряя зал и внутреннюю линию – в постоянном режиме живой сиюминутной жизни.
Точность и нежность режиссуры Козлова здесь – в традициях лучших его работ. И он снова ведет свою магистральную тему – «как не скурвиться в России». В спектакле нет ни минуты пустоты, это исследование человека в зоне его ежесекундной ответственности за жизнь (свою, людей, больных). Непосильная тяжесть этой ответственности – вот драматический сюжет спектакля. В конце концов, он о благородстве личности, которая в непрестанном диалоге с собой спонтанно подавляет малодушие и делает тяжелое дело, повинуясь нравственному закону.
«Записки юного врача» – вообще-то история становления художника. Врача, артиста – не все ли равно! Страх перед больными или перед спектаклем: надо «взять» роль и выйти к публике, к операционному столу. Режиссер и артист рифмуют: инструменты актерские и хирургические в равной мере поблескивают в сложном мерцающем свете спектакля. И очередной скальпель юный врач берет – как флейту, смычок или палочку для ксилофона.

«Петербургский театральный журнал»
Худрук «Мастерской» Григорий Козлов давно не ставил моноспектаклей, притом что на заре карьеры слыл виртуозом этого жанра. «Дневник провинциала в Петербурге» и «Концерт для фортепиано с артистом», созданные Козловым с покойным актером Алексеем Девотченко, в «Записках» постоянно держатся в подтексте и даже прямо цитируются. Молодой артист Максим Блинов (он сам написал инсценировку для этой работы) рассказывает и одновременно проживает, пропускает через себя булгаковскую историю первых профессиональных шагов юного медика. Показное спокойствие и внутренняя паника, первый успех и первый провал, мучительное осознание возложенной на тебя ответственности, – спектакль Козлова, разумеется, не только о медицине. Он – о миссии художника, о неблагодарном актерском труде, который порою требует не меньшей смелости и самоотдачи, чем трахеотомия. После удачной операции молодой доктор пляшет на операционном столе под бетховенскую «Оду к радости» – в этой сцене, как в капле воды, сконденсированы и гуманистический посыл спектакля, и слегка остужающая его усмешка мудрой опытности.

Андрей Пронин



На странице использованы фотографии Дарьи Пичугиной

  когда
06.04.2017
19:00
   где
Театральный центр «На Страстном»

Записки юного врача

Театр «Мастерская», Санкт-Петербург
по Михаилу Булгакову

Режиссер: Григорий Козлов
Художник: Николай Слободяник
Музыкальное оформление: Владимир Бычковский
Художник по свету: Дмитрий Албул
Видео: Федор Соколов

Автор инсценировки и исполнитель: Максим Блинов


Продолжительность 1 ч. 30 мин.
Возрастная категория 16+