Театральная компания ЗМ
Гектор Берлиоз

Осуждение Фауста

Большой театр
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2017г. – «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа художника по свету», «Лучшая женская роль» (Ксения Дудникова), «Лучшая мужская роль» (Дмитрий Белосельский, Саймир Пиргу)
драматическая легенда в 4-х частях

Либретто: Гектор Берлиоз и Альмир Гандоньер по трагедии Иоганна Вольфганга Гете «Фауст» в переводе Жерара де Нерваля

Дирижер: Туган Сохиев
Режиссер: Петер Штайн
Сценограф: Фердинанд Вегербауэр
Художник по костюмам: Нана Чекки
Художник по свету: Иоахим Барт
Главный хормейстер: Валерий Борисов

Артисты: Агунда Кулаева, Саймир Пиргу, Дмитрий Белосельский, Николай Казанский

Исполняется на французском языке с русскими титрами

Продолжительность 2 ч. 45 мин.
«Фауст» Берлиоза имеет к Гете весьма относительное отношение, но это в высшей степени интересное музыкальное произведение первой половины ХIХ века. «Осуждение Фауста» – это множество различных картин, своего рода детская книга с картинками. Музыка Берлиоза очень интересна, совершенно безумна, полна контрастов – сентиментальных, вплоть до китчевых моментов, потом ритмических – марши, танцы, или эти комические и диковинные структуры пандемониума. Я пытаюсь показать здесь знаменитую романтическую иронию, которой пронизана опера. Ее в первую очередь представляет Мефистофель, который смеется над всем и вся, злит всех, и Фауста, конечно. Любовная история Фауста и Маргариты описывается иронически. У Берлиоза вся трагедия ученого сведена на нет, остается лишь трагедия Фауста и Маргариты.
Петер Штайн, интервью для буклета спектакля
Мне очень нравится эта партитура. И я вообще очень люблю Берлиоза. Во-первых, в его музыке есть неимоверная мощь и драматизм, но выраженные всегда элегантно и ясно. Намерения его всегда очень точны. Во-вторых, Берлиоз – великий новатор оркестра. Тот симфонический оркестр, который мы знаем сейчас, во многом был создан именно им. У Берлиоза есть бетховенские полярность регистров и мощь. В «Осуждении Фауста» они проявляются и в самом составе исполнителей, сходном со знаменитой Девятой симфонией Бетховена: колоссальный оркестр, солисты и хор. Берлиоз, как и все французские композиторы, очень сложен для пения. Голоса должны иметь большой диапазон и быть очень гибкими, эластичными. Берлиоз с необычайным пиететом относился к Гете и вообще к высокой классике. Чтение Гете и Шекспира сопровождало Берлиоза всю жизнь. Но следовать сюжету «Фауста» буквально он не хотел. Он просто взял историю, которая называется «Фауст», и сделал на ее основе свою с новым названием, лаконично, конспективно использовав первоисточник. «Осуждение Фауста» – это история о пути, духовном становлении Фауста. Маргарита не появляется до середины произведения, потому что для Берлиоза она важна не столько сама по себе, столько как предлог для развитиясюжета, как предмет, из-за которого погибает Фауст. А Мефистофель – это его поводырь в ад, туда, где вся берлиозовская история Фауста заканчивается.
Туган Сохиев, интервью для буклета спектакля
На странице использованы фотографии Дамира Юсупова