Театральная компания ЗМ
Софокл

Царь Эдип

Театр им. Евг. Вахтангова, Москва
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2018 г. – «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника»
Совместная постановка с Национальным театром Греции

Режиссер-постановщик: Римас Туминас
Сценограф: Адомас Яцовскис
Художник по костюмам: Максим Обрезков
Композитор: Фаустас Латенас
Композитор партий хора: Теодор Абазис
Хореограф: Анжелика Холина

Артисты: Виктор Добронравов, Людмила Максакова, Евгений Князев, Эльдар Трамов, Евгений Косырев, Виталийс Семеновс, Валерий Ушаков, Олег Форостенко, Артур Иванов, Рубен Симонов, Максим Севриновский, Екатерина Симонова, Павел Юдин, Юрий Цокуров, Илья Алгаер, Панайотис Атанасопулос, Танасис Влавианос, Гиоргос Галлос, Димитрис Георгиадис, Костас Коракис, Давид Магалдадзе, Сократис Пацикас, Гиоргос Стамос, Леонардос Хейфец-Батис, Спирос Цекурас, Федор Воронцов, Евгений Пилюгин, Александр Галочкин, Янис Зафейропулос, Татьяна Полосина, Мария Риваль, Мария Бердинских, Анастасия Лукьянова

Продолжительность 1 ч. 40 мин.
Возрастная категория 16+
Это очень важный проект, так как он соединяет в себе две влиятельные театральные традиции: мастерство греческого театра в воплощении древней трагедии и русскую школу психологического театра. Все театры сегодня уже воспринимаются как единый театр. Я не ощущаю какого-то разрыва, иного театрального пространства. Оно едино. Боль, любовь, ненависть – все это мы чувствуем одинаково. Разве у боли есть национальность? Я устал от сравнений. Есть мировой дух театра, нет отдельных школ. Есть единая школа – школа таланта. Вот это я признаю, это от Бога. Хочется поставить спектакль о главном – о человеческом достоинстве, о чести, о сильном человеке, о лидере, который смог наказать себя сам: выдворить себя из страны, уйти из жизни нищим. Сегодня такого практически нет. Все они (лидеры), во всяком случае, в большинстве своем, чувствуют себя не виноватыми ни в чем. Все оправдывается. Все возможно. Все дозволено. Хотелось бы поднять флаг чести и достоинства человека.
Римас Туминас
В спектакле Театра им. Евг. Вахтангова «Царь Эдип» рок имеет материальное олицетворение – могучая, потемневшая от времени многоглазая труба диаметром в несколько метров, каток истории, орудие высших сил, кара праведным и неправедным. По образности и силе воздействия сценографический ход сопоставим со знаменитым занавесом Давида Боровского в «Гамлете» Юрия Любимова почти полувековой давности. Судьба по воле рока входит не в парадных одеждах, не чеканной поступью – она окрашена в унылые тона грязи и ржавчины. Римас Туминас создает спектакль о конце времен и о том, что и в эпоху, близкую апокалипсису, и в антураже, его предвещающем, человек, казавшийся поначалу мелким и спесивым, но «раненый так, что виден мозг», оказывается способен на решительные поступки, сильные чувства и преданную любовь. Однако и сомнительным, и достойным человеческим проявлениям суждено быть раздавленными безжалостным роком.
газета «Экран и сцена»
Один из лучших спектаклей минувшего года, «Царь Эдип» был поставлен Театром Вахтангова совместно с Национальным театром Греции, впервые сыгран в античном амфитеатре Эпидавра, на одной из самых древних сцен мира, и, как говорят очевидцы, превосходно в нее вписался, хотя снискать успех на этом клочке земли удавалось далеко не всем: случались и громкие провалы.
Форму, обычную для античной трагедии, главный режиссер вахтанговского театра Римас Туминас оставил почти без изменений: хор, как и положено, комментирует действие, причем на греческом языке. Безупречное звучание хора настолько важно для режиссерского замысла, что спектакль будет идти только в те дни, когда в нем смогут участвовать греческие певцы.
Античную тему рока, которому никто не в силах противостоять, поддерживает великолепная сценография Адомаса Яцовскиса, постоянного соавтора Римаса Туминаса. Катящаяся по сцене огромная серая труба настолько точно передает образ наваливающейся на человека беды, что при каждом ее появлении по коже бегут мурашки.
И зрителя, как и две с лишним тысячи лет назад, охватывает ужас, когда раскрывается замысел богов и один из самых счастливых людей на земле, царь Эдип, превращается в самого несчастного. Фиванский царь (Виктор Добронравов в этом спектакле сыграл одну из своих лучших ролей) не в силах вынести душевную боль и стыд, ослепляет себя, а его супруга лишает себя жизни.
Римас Туминас считает, что в центре этой истории – именно она, Иокаста, а не Эдип. Людмила Максакова играет царицу женщиной, которая много лет назад совершила убийство и носит его в себе, обезумев от горя. Когда тайна начнет приоткрываться, за ее плечами появятся белые крылья как знак той муки, через которую ей пришлось пройти и от которой она скоро избавится.
И зритель уйдет с ощущением того, что стал свидетелем и античной трагедии, и вполне современной истории о хрупкости власти и коварстве судьбы, которая может сделать изгоем любого из сильных мира сего.

Журнал «Театральная афиша»

На странице использованы фотографии Валерия Мясникова