Наша постановка родилась в год столетия революции 1917 года. Дух революционных надежд, ожиданий, что жизнь неким чудесным образом удастся повернуть к счастью, сопутствовал раннему Платонову. Но дальше у него была своя внутренняя эволюция, которая происходила одновременно с тем, как трансформировалась в стране идея построения нового мира. Затем композитор второй половины XX века как-то осмыслил этот материал, придал ему свое толкование. А дальше мы, люди, живущие и работающие над спектаклем в XXI веке, добавили свое понимание этих событий. Наш сегодняшний социальный опыт дает нам возможность говорить и о крушении каких-то надежд и ожиданий. Это, естественно, придает дополнительные смысловые грани тому, что закладывал автор оперы.

Михаил Бычков
Интересно, почему практически на излете советской власти композитор вдруг обратился к ранним рассказам Платонова, где в некотором смысле воспеваются новые боги, вера в знания, науку и технический прогресс? Предчувствовал ли композитор скорый исход коммунизма, слом эпох? Возможно. Набат, в опере сопровождающий пожар на только что возведенной чудо-электростанции, сегодня, спустя почти четыре десятка лет, слышится как провидение.
Впрочем, можно здесь услышать и ретроспективу: если никого из них, рабочих и крестьян, не коснутся репрессии 30-х, то в 40-е точно большинство отдаст жизнь за родину. Одна из мизансцен оперы, кажется, на подобный исход и намекает: провода электростанции на железных столбах (колючая проволока?) опутывают деревню кругом.
Музыкальный материал оперы обнаруживает знание традиций глубинных слоев русской музыки – хотя ни фольклорная, ни духовная музыка здесь, как кажется во время прослушивания, не цитируются напрямую (только тексты молитв), истоки угадываются безошибочно. В большей степени слышится наследник Мусоргского – и в особенной речевой интонации героев, и в многочисленных хоровых сценах.

«Независимая газета»
Глеб Седельников (1944–2012), композитор уникальной судьбы – полная слепота не помешала получить академическое образование и состояться в профессии – написал оперу под первоначальным названием «Лампочка Ильича» для Камерного музыкального театра Бориса Покровского в 1979 году, но постановка так и не случилась. Мировая премьера прошла год назад в Воронеже – что не случайно, опера написана по ранним рассказам Андрея Платонова, уроженца этих мест, да и действие происходит на воронежской земле.
Косвенно задета и круглая дата – столетие революции: в музыкальной афише фестиваля это, пожалуй, единственный спектакль, посвященный важному в нашей истории событию. Рождение новой эпохи – на примере открытия (и падения) электростанции в селе – режиссер Михаил Бычков и художник Николай Симонов передают через обращение к самому ценному, что породили постреволюционные годы, – к русскому авангарду.
Любопытно, смотря спектакль, предугадать – как сложится судьба его героев? Попадет ли кто за колючую проволоку лагерей, сгинет ли в атаках Второй мировой? Почему практически на излете советской власти композитор вдруг обратился к материалу, где в некотором смысле воспеваются новые боги, вера в знания, науку и технический прогресс? Предчувствовал ли композитор скорый исход коммунизма, слом эпох? Возможно. Остается лишь добро, говорит Седельников вслед за Платоновым в эпилоге своей оперы.

Марина Гайкович

На странице использованы фотографии Алексея Парфенова

  когда
13.03.2018
20:00
   где
Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Глеб Седельников

Родина Электричества

Театр оперы и балета, Воронеж
опера в одном действии, 4-х картинах со вступлением, эпилогом и заключением

Либретто: Глеб Седельников по произведениям Андрея Платонова

Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик: Юрий Анисичкин
Режиссер-постановщик: Михаил Бычков
Художник-постановщик: Николай Симонов
Художник по костюмам: Юлия Ветрова
Хормейстеры: Ольга Щербань, Эмиль Гаджиев
Художник по видео: Алексей Бычков
Художник по свету: Иван Виноградов

Артисты: Кирилл Афонин, Игорь Горностаев, Назарий Немченко, Максим Шабанов, Федор Костюков, Алексей Тюхин, Марина Безбородова, Оксана Шапошникова, Анастасия Черноволос, Александр Назаров, Антон Оршанский, Иван Чернышов, Светлана Дюдина, Полина Карташова, Александр Аникин, Сергей Мещерский, Эмиль Гаджиев, Вячеслав Калинин, Виктор Руснак, Вячеслав Калинин, Михаил Сыров, Роман Дюдин, Николай Дячок, Светлана Дюдина, Галина Кунаковская, Дарья Филиппова, Виктор Руснак, Игорь Ходяков
Учащиеся школ искусств Воронежа: Афанасий Афонин, Александра Исакова, Ульяна Луцкевич, Дмитрий Нестеров, Яков Шишкин


Продолжительность 1 ч. 15 мин.
Возрастная категория 16+