Театральная компания ЗМ
Джузеппе Верди

Аида

Театр оперы и балета, Новосибирск
Премии «Золотая Маска» 2005г. - «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая женская роль»(Ирина Макарова)? «Приз критиков и журналистов»
Номинации на Премию - «Лучшая работа дирижера», «Лучшая работа художника в музыкальном театре», «Лучшая мужская роль»(Олег Видеман)
опера в 4 действиях, 7 картинах



Либретто Антонио Гисланцони по сценарию Огюста Мариетта

Музыкальный руководитель и дирижер Теодор Курентзис

Режиссер-постановщик и художник-постановщик Дмитрий Черняков

Художник по свету Глеб Фильштинский

Хормейстер-постановщик Вячеслав Подъельский

Хореограф-постановщик Сергей Вихарев

Драматург проекта Алексей Парин



Артисты: Виталий Ефанов, Ирина Макарова, Лидия Бондаренко, Олег Видеман, Валерий Гильманов, Анджей Белецкий, Фарит Хусаинов, Ирина Новикова.

Продолжительность 3 ч. с 1 антрактом
Интервью Теодора Курентзиса Илье Кухаренко в газете «Известия»

Про что, с вашей точки зрения, спектакль?

Про любовь. Это главное. Вот этот город, который рушится, когда мы разрушаем все фасады романтической оперы. Остается только любовь. Очень простая мелодия, но в ней все чувства.



Мне казалось, что вы сами даже чересчур нервно относитесь к каким-то моментам партитуры. Почему?

В музыке «Аиды» есть гнев. Гнев по отношению к этому миру.



В вас самом есть этот гнев?

Да. Я не люблю этот мир. Но с другой стороны, мы находимся здесь, и у нас есть шанс когда-то попасть под этот божественный дождь, который льет в финале.







Спектакль удался вовсе не из-за новизны замысла. Перенос действия классической оперы в ХХ век - общемировая тенденция. Дело в воплощении, в художественности результата. И вот в этом новосибирская "Аида" достаточна убедительна. Причем по очень важному для музыкального театра критерию - по содержательности диалога между музыкой и сценой. Подобного диалога ни один режиссер не может добиться, если дирижер не является его единомышленником. Такой союз - редкое явление на театре. У Чернякова он возник с Теодором Курентзисом.

Партитура Верди звучит совершенно необычно - по темпам, интонированию знакомых мелодий, по общему дыханию. Удивительно, дирижер не боится звучащую ткань рвать, делать паузы, подавать темы предельно контрастно, умея вместе с тем не терять общего движения драматургии. При этом он совершенно лишил эту музыку причинно-следственных связей, если воспользоваться театроведческой терминологией. Здесь отчетливо и сознательно работает логика монтажа эпизодов - тем, характеристик, ритмов - они сталкиваются, наплывают друг на друга и вдруг резко прерываются, давая при этом поток образных ассоциаций вместе с полифонией сценического действия.

Спектакль, пронизанный атмосферой войны, жестокости, убийств, тревоги, все же не о катаклизмах и ужасах современного мира, он об их последствиях - о несчастье. Герои любовного треугольника здесь одиноки и несчастны не потому, что кто-то кого-то не любит, а потому, что невозможно быть счастливым в этом искривленном вечной и неизбывной враждой мире. И только дождь смывает все следы...
Елена Третьякова, «Культура»