Театральная компания ЗМ
Брайан Фрил

Отцы и сыновья

Театр им. Вл. Маяковского, Москва
пьеса в 2-х действиях по мотивам романа Ивана Тургенева «Отцы и дети»

Постановка: Леонид Хейфец
Художник-постановщик: Владимир Арефьев
Художник по костюмам: Ольга Поликарпова
Автор перевода: Михаил Стронин

Артисты: Макар Запорожский, Сергей Беляев, Игорь Марычев, Евгений Парамонов, Юрий Соколов, Александра Ровенских, Наталья Палагушкина, Наталья Коренная, Анастасия Дьячук, Людмила Иванилова, Ольга Ергина, Юрий Никулин, Алексей Сергеев, Денис Денисов, Иван Вихарев

Продолжительность 2 ч. 45 мин.
Возрастная категория 12+
На протяжении всей жизни я ставлю классику, но с Тургеневым работаю в первый раз. Перечитав «Записки охотника», я понял, что Тургенев – величайший писатель России, и что мой любимый писатель Чехов внимательно читал Тургенева. Что касается пьесы Фрила, то, мне кажется, явных отличий от первоисточника тут нет, просто Фрил как европеец более свободно отнесся к этому произведению и выбрал те места, на которые наши инсценировщики не обращали внимания. Я же, когда ставил этот спектакль, пытался понять своих героев – вообще я ненавижу театр, где разоблачают, предпочитая показывать все, как есть. Да, Базаров приезжает к родителям, которых не видел три года, всего на одну ночь, но на самом деле у него есть и любовь к ним, и жалость. Вообще Евгений Базаров – единственный, кто идет на помощь, пока другие разговаривают, и он погибает, пытаясь спасти людей. Подвиг Базарова для меня очень важен и дорог, потому что этот человек, в конечном счете, все искупает – поступками, а не словами.
Леонид Хейфец, интервью газете «Вечерняя Москва»
У Фрила конфликт Базарова и усадебной жизни проходит вовсе не по линии, – лягушек резать или Пушкина читать, а именно по линии взаимоотношений полов: так есть любовь или одна тут физиология? Как положено чистому юноше, Базаров твердо уверен, что одна физиология, и с присущим ей коварством жизнь наносит удар исподтишка, но с ног сбивает. Детям-радикалам – Базарову и Аркадию Кирсанову – в пьесе Фрила противостоят вовсе не консерваторы-отцы, но сама природа-матушка. А она берет свое легко и быстро: оба нигилиста влюбляются отчаянно, до самозабвения и горьких укоров гордости.
газета «Новые известия»
Слегка меняя характеры героев, драматург поначалу придерживается тургеневского сюжета. Следует ему и опытный мастер Леонид Хейфец, который поставил добротный спектакль с несколько замедленными ритмами и усадебными развлечениями. Художник Владимир Арефьев соорудил на сцене массивную, но уютную закрытую веранду, зрители сидят максимально близко к исполнителям. Посреди веранды протекает настоящий ручей, который, как и речи главного героя, с одной стороны, дарит необходимую в летний день свежесть, а с другой – подтачивает крепкий фундамент, на котором все держится.
Сергей Беляев в роли Базарова на первый взгляд циничен и колюч. Он бежит из дома, потому что безумно любит мать и столь же сильно боится стать на нее похожим – верующим в Бога и чувствительным. Дуэт Базарова с матерью Ариной Власьевной – лучший в спектакле.
В последнем акте, через месяц после смерти Базарова, обитатели и гости усадьбы по­прежнему флиртуют, едят и «носят свои пиджаки». Любившая Базарова Одинцова словно овдовела во второй раз, его противник и оппонент барин Павел Петрович оттаял и вернул прежнее чувство юмора, а друг и последователь Базарова Аркадий Кирсанов потерял философский смысл своего существования. С уходом Базарова из жизни героев исчезло что­то важное, и она уже никогда не будет прежней.

«Театральная афиша»

На странице использованы фотографии Сергея Петрова