Прикосновение к классическому материалу – всегда работа с мифом. Попытка, помня обо всех существовавших до тебя прочтениях, найти очень личный взгляд на архетипический текст. Для меня «Король Лир» –перепросмотр прожитой жизни, попытка покаяния, осознания собственных грехов. События прошлого и настоящего преломляются в сознании человека в историю короля, раздавшего свое царство дочерям. События пьесы раскалываются на два временных пласта, и оказывается, что Лир и Эдмонд – это один человек. Вот он, еще молодой, идущий напролом к своей цели. Стоило ли так хотеть, так идти, по головам близких и родных? Какая цель стоила того? Это история просыпающейся совести, запоздало, когда уже ничего нельзя изменить. Но ценная тем, что, совесть, оказывается, всегда живет в каждом из нас. История про то, что человек конечен, и «с собой не возьмешь», а ответ держать придется.

Петр Шерешевский
Спектакль Петра Шерешевского начинается там, где почти заканчивается трагедия Шекспира. На сцене – одинокий старик, находящийся в шаге от смерти и сколачивающий себе гроб. Все происходящее в дальнейшем – воспоминания Лира, весьма похожие на предсмертный бред. Угасающее сознание вспышками выхватывает события прошлой жизни; развенчанный король пытается понять таинственный расклад судьбы, хоть как-то объяснить трагическую развязку. Постижение скрытых законов реальности становится смысловым стержнем ижевского спектакля. На протяжении всего действия Лир не покидает сцены, он, словно тень, следует за другими героями, поскольку они – воплощение фантомной боли, мучительные воспоминания о неверно прожитой жизни.

газета «Экран и сцена»
Средневековый аналог механизма королевской власти – это колесо фортуны, на котором правитель возносится вверх, достигает зенита, и с которого низвергается. Круговорот событий во времени, разрыв цепочки повторений и стремление остановить неумолимое движение колеса – и есть сюжет «Лира» в удмуртской Русской драме.
Пространство этого «Лира» – обобщенно-поэтическое, пустое пространство трагедии, отсылающее к образам литовской режиссуры. Основной элемент сценографии – гигантские производственные катушки, на которых каждый герой буквально вплывает, перебирая ногами, крутя свое «колесо фортуны», через пронизанные светом прорехи в занавесе. В другой сцене эти катушки сминают персонажей, прокатываются по их телам. Но это не безличный образ рока. В пространстве шекспировской трагедии каждый мнит себя хозяином судьбы, каждый совершает волевое движение, правда, не зная о том, что все уже однажды было. Чтобы остановить колесо, выйти из череды повторяемостей, необходимо припоминание. Обретение исторической памяти, а вместе с нею ответственности за прошлое – безусловно современный сюжет. Возможно потому спектакль Шерешевского в какой-то момент мигрирует с территории экзистенциального прозрения на территорию «злобы дня», где в финале теплушка увозит арестованного Лира куда-то на Восток.

Татьяна Джурова

На странице использованы фотографии Игоря Тюлькина

  когда
25.03.2019
20:00
   где
Театр им. Вл. Маяковского
Уильям Шекспир

Король Лир

Русский драматический театр Удмуртии, Ижевск
сон без антракта по мотивам трагедии

Режиссер: Петр Шерешевский
Художники: Александр Мохов, Мария Лукка

Продолжительность 1 ч. 45 мин.
Возрастная категория 18+