Советское время, с одной стороны, сложно не уважать. С другой стороны, сложно в чем-то не обвинять. Количество неправды на квадратный метр в Советском Союзе было очень велико. Я не скажу, что все время, но советским гражданам ведь, правда, очень много врали. Даже в тот момент, когда в столице стояли танки, по телевизору до упора показывали «Лебединое озеро». Даже когда все было плохо, до конца продолжали говорить, что все прекрасно. Если понимали, что дело двигается к войне, кризису, застою, почему продолжали врать? Ну, мы в спектакле тоже продолжаем эту линию и врем. В конце концов, такая наша театральная профессия – обманывать. Мы играем во «врай». По большому счету, вранье – это наше все. Деда Мороза тоже не существует, а между тем мы убеждаем своих детей, что он есть. И даже сами в него немного верим. Потому что нас самих когда-то наши родители обманули, сказав, что Дед Мороз существует. А на самом деле его ведь нет, и мы это знаем.

Дмитрий Егоров
Как вместить Пригова в трехчасовой спектакль? Кажется, что это невозможно. Дмитрий Егоров выбирает жанр драматического концерта, что, безусловно, близко природе самого Пригова. Концерт, во-первых, позволяет объединить в себе стилистически разрозненные номера, во-вторых, переносит зрителя в атмосферу какого-нибудь условного советского ДК, где и кино, и танцы, и очередь за колбасой – вся жизнь в одном здании.
Егоров очень четко улавливает ироничность автора, высмеивая вместе с ним штампы и «общие места» культуры. Здесь Ленин на пуантах, одомашненный Сталин в луче света, беременная гражданка, шепчущая восторженные стихи, хор советских колхозников и хор партийных работников, читающий бесконечный приговский верлибр герой, бегающий по всему театру от сталинских санитаров, бесчисленное множество товарищей Пушкиных, выясняющих, чей же дядя самых честных правил. Учтен в спектакле и синтез культур, в котором существовал Пригов. Целая сцена в спектакле отдана формату «кино в театре».

журнал «Около»
Дмитрий Егоров продуктивно использовал все возраставшее стремление Пригова к синтезу искусств, генеалогию которого исследователи возводят то к Ренессансу, то к барокко, то к более близким примерам – в частности, к Г.Р. Державину. Именно поэтому Пригова вряд ли можно ставить, эксплуатируя какой-либо из готовых жанров, – немедленно вскроется дефицит и окажется, что нужен другой. Понимая это, Егоров сделал «драматический концерт».

«Петербургский театральный журнал», блог

Если бы СССР не развалился, к столетию революции на всех сценах страны показывали бы один и тот же спектакль. Это был бы фактически концерт самодеятельности тире признание в вечной любви великому Ленину. И заодно Пушкину. Абсолютная трансгрессия с выходом в коммунистический космос. С хором и кордебалетом, с кинопоказом и лекцией, песнями спившихся бардов и бархатными голосами эстрады. Сталин к тому моменту усилиями новейших технологий был бы воскрешен и принял бы участие в качестве специального гостя. В ходе представления демонстрируется также любовь к менее эпохальным явлениям типа города Калуги («Я хотел бы жить и умереть в Калуге») или классическая хмурая очередь («Вот Пушкина бы в очередь сию/ И Лермонтова в очередь сию/ И Блока тоже в очередь сию/ О чем писали бы? – о счастье»). Все это не столько сочинили маэстро добротного соцарта на провинциальных сценах Дмитрий Егоров и выдающийся композитор Настасья Хрущёва, сколько предвидел великий поэт земли русской Дмитрий Александрович Пригов.

Алексей Киселев

На странице использованы фотографии Татьяны Казанович

  когда
10.04.2019
19:00
   где
Театр им. А.С. Пушкина, Основная сцена

Я.ДРУГОЙ.ТАКОЙ.СТРАНЫ

Драматический театр им. А.С. Пушкина, Красноярск
драматический концерт в 2-х отделениях по Дмитрию Пригову

Режиссер: Дмитрий Егоров
Художник: Евгений Лемешонок

Продолжительность 2 ч. 50 мин.
Возрастная категория 16+