Театральная компания ЗМ

100% Воронеж

«Rimini Protokoll», Германия, и Платоновский фестиваль искусств, Воронеж
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2019 г. – «Лучший спектакль эксперименте»
Концепция: Хельгард Хауг, Штефан Кэги, Даниэль Ветцель
Режиссура: Хельгард Хауг, Штефан Кэги
Техническое решение: Маша Мазур, Марк Юнграйтмайер
Свет, видео: Марк Юнграйтмайер
Звук: Фрэнк Бёле
Группа: The Sheepray
Исследование, кастинг: Мария Дедова, Кристина Билялова

С участием 100 жителей Воронежа

Продолжительность: 2 ч. 30 мин.
Возрастная категория 16+
С тех пор как в 2008 году Хельгард Хауг, Штефан Кэги и Даниэль Ветцель придумали «100%» для берлинского театра «Hebbel am Ufer», едва ли не самая востребованная франшиза «Rimini Protokoll» обосновалась в 35 городах мира. Структура документального спектакля, основанного на социологических данных, все это время остается неизменной – но реинкарнации «100%», как нетрудно догадаться, получаются столь же радикально непохожими друг на друга, сколь сильно отличаются между собой принимающие проект города. В первом приближении драматургия «100% Воронеж» выглядит хоть и гуманистической, но вполне безыскусной: от сухих цифр – к стоящим за ними реальным людям, от абстрактного абриса города – к крупному плану растворяющегося в нем маленького человека. Финансовый аналитик, способный объяснить, что такое биткойн, даже вашей бабушке, недавно переживший клиническую смерть шоумен, страдающий от профдеформации работник кинопроката и 97 других героев спектакля открывают вечер парадом-алле. Дальше под электронный бит группы «The Sheepray» они будут выстраиваться в концентрические круги, рисуя демографическую карту города (в центре – пенсионеры, по краям – дошкольники), разбиваться на группы, овеществляя данные по национальному составу столицы Черноземья, а главное – попытаются осознать самих себя, отвечая на вопросы социологической анкеты, поднимая над головой разноцветные карточки или кучкуясь под плакатами «Я» и «Не я». «Rimini Protokoll» предлагает увидеть город как общность разностей – а осознанность, как известно, первый шаг к толерантности.
газета «Ведомости»
«100% Воронеж» – это спектакль, и вместе с тем, это исследование города. Нам представляется каждый из участников: студент (в университетском Воронеже это 10% населения), менеджер, кассир, дошкольник, пенсионер. Мы видим лицо человека, узнаем, как его зовут, чем он занимается, что любит. При этом на заднике висит круглый экран, на котором большую часть времени показывают вид сверху, где каждый герой выглядит, как безымянная точка на схеме – все это похоже на инфографику, демонстрирующую статистику распределения чего-либо. Все, что мы узнаем из спектакля, наглядно распределяется на картинках – выстраиваясь в концентрические круги по возрастам, от детей до стариков – складывается в то, чего зрители о своем городе не знали. Надеялись, но не верили («какие на самом деле все хорошие!») или подозревали, но боялись поверить («неужели действительно все так хотят возвращения СССР?»). Конечно, при другом варианте такой же статистической выборки горожан результат мог бы отличаться. Но не слишком. Спектакль получается одновременно о жителях любого города мира (вопросы семьи, транспорта, безопасности волнуют всех и везде), частью – именно о горожанах России (особенно в том, что связано с внутренней и внешней политикой, взаимоотношениями с властью, медициной и так далее), а частью – только о воронежцах, которые говорят со сцены о чем-то, что понимают только местные.
интернет-издание «Colta»
Известный проект «100% City» компании «Rimini Protokoll» впервые был реализован в 2008 году в Берлине, и позже в десятках мегаполисов по всему миру. Воронеж – первый российский город, который рассказывает о себе голосами своих жителей. Сто человек представляют собой статистический срез населения города. На сцене 56 женщин и 44 мужчины, и именно так выглядит гендерное соотношение жителей Воронежа. Если один из них рассказывает, что потерял за последний месяц самого близкого человека, то статистически мы можем считать, что один процент жителей города пережили за последний месяц подобное. А если восемь участников спектакля говорят, что недавно стали жертвами домашнего насилия, это значит, что восемь процентов столкнулись с этим же в своей жизни. Сцена оказывается микромоделью города, а сто участников спектакля, рассказывающие о себе и своей жизни, становятся единым голосом так, как если бы все горожане собрались одновременно в одном месте. Осуществить такое было возможно только в древнегреческом театре. «100%» стирает грань между сценой и зрительным залом и демонстрирует, как драматургией могут быть сама жизнь, важные для города темы и актуальные вопросы.

Татьяна Круковская

На странице использованы фотографии Алексея Бычкова, Андрея Парфенова и Елены Нечаевой