Каждое лето перед открытием театрального сезона мы с труппой уезжаем на опен-эйр в Зуевы ключи – самую южную точку Удмуртии. Там несколько дней живем в палатках, готовим на костре, читаем друг другу лекции, проводим тренинги и ставим театральные эскизы. Вот на одном из опен-эйров ребята предложили идею спектакля «Деликатес». Первоначальным импульсом послужили треш-новости из криминальной хроники. Для развития идеи мы обратились к нашему местному драматургу Мише Соловьеву, ученику Школы удмуртской драматургии, в которой преподает Валерий Шергин. Миша работает следователем в пригороде Ижевска и знает о таком не понаслышке. Получилось так, что мы буквально заказали ему пьесу на волнующую тему. Миша воспользовался служебным положением, взял документальные материалы настоящих уголовных дел и очень талантливо сделал все, как мы просили, а еще добавил туда свою личную историю, как он молодым парнем с красным дипломом сразу после университета пришел работать криминалистом и что из этого получилось.

Павел Зорин
Даже ничего не зная об авторе пьесы, которую разыгрывает команда театра «Les Partisans», понимаешь, что в ней необычная оптика. Спектакль выглядит как множество допросов и следственных мероприятий с участием разнообразных несимпатичных индивидов, представленных нам этакими уродливыми театральными масками – кривыми, косыми, шепелявыми. Только допрос ведет безликий компьютерный манекен с электронным голосом, робот-следователь, изображение которого проецируется на занавес. Дело за делом этот искусственный разум пытается разобраться в мотивах удмуртских преступников, найти в них хоть какую-то сложность, и каждый раз терпит фиаско, ибо поводом для жестокого убийства мужа, жены или хорошего друга может стать, например, опрометчиво съеденный хозяйский деликатес – крабовая палочка. От истории к истории герои не рефлексируют, никак не развиваются, и уже кажется, что драматургия спектакля линейна. Но как следователь не видит в допрашиваемых признаков высшей нервной деятельности, так и мы в зрительном зале не воспринимаем следователя как человека, не ждем никаких изменений в нем. Но вдруг, неожиданно, обезличенная вопрошающая голограмма превращается в человеческое лицо с гримасой отчаяния. Это его история, его картина профессионального выгорания, случившегося от постоянных встреч с обыденным, тупым и бессмысленным злом, без причин и мотивов, таким вот необъяснимым злом: «Зачем убили?» – «Да так просто».

«Петербургский театральный журнал», блог
Белый экран, несколько молодых «партизан» в белом, качающий бит и забористые диалоги прямиком с социального дна. Это веселый спектакль про кромешный мрак российской повседневности глазами следователя-криминалиста, коим является автор документальной пьесы Миша Соловьев. Некоторые эпизоды настолько отчетливо напоминают самые топорные эпизоды сериала «Фарго», что невольно закрадывается сомнение: а не выдумано ли все это. Но нет – жизнь жестче.

Алексей Киселев

На странице использованы фотографии Александра Шкляева

Деликатес. Удмуртская история преступлений

Молодежный театр «Les Partisans», Ижевск
Участник программы «Маска Плюс» Фестиваля 2019 года
на основе документальной пьесы Миши Соловьева

Режиссер, сценограф: Павел Зорин
Медиа-художник: Святослав Соколов

Артисты: Мария Андреева, Инге Зорина, Александр Сунцов, Герман Суслов, Валерий Златкис, Ксения Суслова, Нелли Лесс, Мария Трошкина, Александр Шкляев

Продолжительность 1 ч.
Возрастная категория 18+