Я вернулся к опере Клаудио Монтеверди «Орфей» через 10 лет после того, как поставил ее в Пермском театре оперы и балета имени П.И. Чайковского, потому что так и не преодолел любовь к этому произведению и продолжаю испытывать желание, чтобы эта музыка звучала рядом со мной в живом исполнении. Кроме того, мне было интересно на основе сюжета об Орфее порассуждать о художнике, о времени, об отношениях художника и его ремесла, художника и его дара. Но есть еще и третий мотив: с того момента, как я впервые попал в Театр имени Наталии Сац, я все время ходил кругами вокруг Ротонды, она меня притягивала, как магнит. Дальше произошла встреча с художником Ксенией Перетрухиной, и здание Театра имени Наталии Сац стало в нашем спектакле не декорацией, а главным действующим лицом «Орфея»: метафорический, визуальный, внутренний ряд нашего «Орфея» весь строится на неповторимом облике театра. Рефлексия по поводу этого пространства – сложная и очень деликатная, ведь любое здание – это отражение времени и отражение личности того, кто его придумал. Очевидно, что здание Театра имени Наталии Сац – это отражение эпохи развитого социализма с безусловными отсылками к истории жизни самой Наталии Ильиничны: потому что она придумала это пространство. Понятно, что строили архитекторы, но отпечаток личности Наталии Ильиничны в нем – главное, со всеми взлетами и падениями ее жизни, со всеми трагедиями и завоеваниями. Когда мы начали репетировать оперу Клаудио Монтеверди, поняли, что сама Наталия Ильинична Сац – это один из возможных вариантов воплощения Орфея: она-то как раз была в аду, в лагере, и вернулась оттуда. И после этого у нее хватило жизненных сил построить сначала воздушный замок: бездомный музыкальный театр для детей, театр как идею, как мечту, а потом – это здание, которое, с одной стороны, дворец музыки, а с другой – крепость с окнами-бойницами.

Георгий Исаакян
Каждый раз, размышляя об опере «Орфей» Клаудио Монтеверди, я удивляюсь и поражаюсь силе человеческого гения. Как, каким непостижимым образом Монтеверди, создавая один из первых образцов нарождающегося оперного жанра, умудрился достичь такой степени совершенства, такой глубины и стройности! Здесь есть все, или почти все, что в последующие 400 лет находило свое продолжение и дальнейшее развитие в великих оперных творениях. В этой опере с высочайшей художественной убедительностью претворено начало, образующее сущность классической оперной драматургии, – правда чувств и драматизм внутреннего мира человека, выраженные возвышенным и волнующим языком музыки. Многие открытия ХХ века в области музыкального языка и драматургии корнями своими уходят в стиль Монтеверди. Музыка его и сегодня звучит современно и актуально. Вот уж поистине – шедевры рождаются на небесах!

Валерий Платонов
Античный миф Исаакян поставил не о сыне бога Аполлона Орфее, проникнувшем за Эвридикой в ад, а об обычном человеке, живущем среди нас. Его Орфей в потертой кожаной куртке с гитарой из «застойных» советских времен, времен БАМа и комсомольских строек, прошел на сцене свой опыт «ада» и потерь, как проходит его каждый человек в любую эпоху и время.
Память стала главной темой «Орфея» Исаакяна. Несмотря на титульный слоган программки «Не оборачивайся», его спектакль – это рефлексия прошлого (и настоящего), ностальгический взгляд назад, вглубь, внутрь. Сможет ли жить этот Орфей, не оглядываясь, и можно ли забыть прошлое? На эти вопросы ответили еще в античности: память – это жизнь, а забвение – смерть.

«Российская газета»

На странице использованы фотографии Елены Лапиной

  когда
13.04.2020
19:00

Орфей

Детский музыкальный театр им. Н. Сац, Москва
старинная опера на либретто Алессандро Стриджо
музыкальная редакция театра

Музыкальный руководитель, дирижер: Валерий Платонов
Консультант по барочному стилю и дирижер группы континуо: Эндрю Лоуренс-Кинг
Режиссер-постановщик: Георгий Исаакян
Художник-постановщик: Ксения Перетрухина
Художник по костюмам: Алексей Лобанов
Хормейстер: Вера Давыдова
Художник по свету: Евгений Ганзбург
Дирижер: Сергей Михеев

Артисты: Денис Болдов, Петр Сизов, Андрей Юрковский, Вера Азикова, Ольга Белова, Мария Деева, Анастасия Лебедюк, Олег Банковский, Дмитрий Почапский, Александр Хананин, Мария Козлова, Анна Холмовская, Анна Шайтанова, Юлия Макарьянц, Мария Чудовская, Екатерина Ковалева, Маргарита Кондрахина, Александра Антошина, Дмитрий Закиров, Сергей Петрищев, Максим Дорофеев, Вячеслав Леонтьев, Антон Варенцов, Артем Семиган, Иван Марков

спектакль идет на итальянском языке с русскими субтитрами

Продолжительность 2 ч. 10 мин.