В нашей постановке «Трех сестер» все заперты в одном пространстве, вроде зала ожидания. Оно должно было быть частным пространством, домом, – но вместо этого мы находимся в странном публичном месте, где застряли все герои. Эти люди как будто давно мертвы, все вместе сидят в чистилище, где переживают ключевые моменты жизни, разыгрывая их вновь и вновь на протяжении вечности и пытаясь примириться со своим существованием.

Кристофер Олден
Я сознательно опираюсь на традицию западной художественной музыки. Значит, если человек чувствует себя в истории оперы как дома, понять «Трех сестер» ему не составит никакого труда. Я исходил из того, что зритель, знакомый с Чеховым, знает и Моцарта, и Верди. То есть будет интерпретировать диссонанс как напряжение. В свете этого могу сказать, что использую в опере абсолютно традиционные средства, и это относится не только к оркестровому материалу, но и к тому, как выстраиваются вокальные партии. Не буду утверждать, будто партии у меня в опере легкие – но ведь и Верди с Моцартом не просты.

Петер Этвёш
Еще задолго до премьеры этого спектакля было очевидно, что он войдет в историю отечественной музыкальной сцены одной из важнейших ее вех: ключевая опера конца ХХ века, обошедшая подмостки Запада, стараниями Урал Оперы наконец-то добралась до России. «Трех сестер» венгерского корифея новой музыки Петера Этвёша, написанных в 1997 году по заказу Лионской оперы, критики называют «последней значительной оперой ХХ века», а зрители – «лучшей современной оперой». Зрелищный и эффектный спектакль режиссера Кристофера Олдена и дирижера Оливера фон Дохнаньи добавил к этим определениям «Трех сестер» еще одно важное уточнение: опера Этвёша – пожалуй что самая впечатляющая трактовка пьесы Чехова, появившаяся на мировой сцене за последние тридцать лет. Этвёш тонко почувствовал, что за вековую сценическую историю материал «Трех сестер» устал и потерял эластичность – и что преодолеть исчерпанность чеховской драматургии можно лишь радикальным остранением. Композитор деконструирует текст «Трех сестер», складывая из получившейся словесной мозаики новую картину – и открывая Чехова как предтечу искусства ХХ века.

Дмитрий Ренанский

Олден превращает оперных героев в персонажей трех эпох – начала XX века, советских 60–70-х и сегодняшнего времени. И делает это так же ненавязчиво и трепетно, как композитор, который оснащает музыку летучими цитатами, но превращает партитуру в цельный пластичный мир. И так же, как музыкальное пространство кажется ироничным и уютным, но неуклонно трансформируется, так мир на сцене из шутливого становится пронзительным и страшным в своих конкретных и вневременных (это остро ощущается) ипостасях. Сновидческая интонация, памятная в том числе по прошлому российскому спектаклю Кристофера Олдена (золотомасочный «Сон в летнюю ночь» Бриттена в МАМТе), не утешает, только, напротив, подчеркивает бесконечный ужас, давая возможность прочувствовать сто лет окружающей реальности как кошмарный сон.

газета «Коммерсант»

На странице использованы фотографии Елены Леховой и Ольги Керелюк

  когда
03.03.2020
19:00
Петер Этвёш

Три сестры

Урал Опера Балет, Екатеринбург
опера в трех последовательностях

Либретто: Петер Этвёш и Клаус Хеннеберг по одноименной пьесе Антона Чехова
Дирижер-постановщик: Оливер фон Дохнаньи
Режиссер-постановщик: Кристофер Олден
Сценография: Ираклий Авалиани, Эндрю Либерман
Костюмы: Доуи Люти
Свет: Сет Райзер

Нотный материал предоставлен G. RICORDI & CO., Bühnen- und Musikverlag GmbH, Berlin

Продолжительность 1 ч. 40 мин.
Возрастная категория 16+