Театральная компания ЗМ
Николай Римский-Корсаков

Шахерезада

Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь

Премия «Золотая Маска» 2020 г. – «Лучшая работа художника по свету в музыкальном театре»
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2020 г. – «Лучший спектакль в балете», «Лучшая работа дирижера», «Лучшая работа балетмейстера-хореографа», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа художника по костюмам», «Лучшая работа художника по свету»

одноактный балет

Музыка: Николай Римский-Корсаков, сюита «Шехеразада»
Музыкальный руководитель постановки и дирижер: Артем Абашев
Автор либретто и хореограф: Алексей Мирошниченко
Художник-постановщик: Альона Пикалова
Художник по костюмам: Татьяна Ногинова
Художник по свету: Алексей Хорошев
Ассистент художника-постановщика: Светлана Нечаева
Научный консультант спектакля: Лана Раванди-Фадаи

Артисты: Полина Булдакова, Булган Рэнцэндорж, Георгий Еналдиев, Илья Будрин, Алексей Будрин, Сергей Клочков, Кирилл Макурин, Артем Мишаков, Александр Таранов, Роман Тарханов, Денис Толмазов, Генрих Райник, Арнай Омарбаев, Кирилл Галимянов, Олег Куликов, Виталий Дубровин, Герман Стариков, Николай Ланцев

Симфонический оркестр театра

Продолжительность 50 мин.
Возрастная категория 6+
Мы все время переосмысливаем дягилевский репертуар с позиции современности. С самого начала мы понимали, что балет на эту музыку должен быть по мотивам биографии некоей выдающейся женщины. Вместе с моими постоянными соавторами Татьяной Ногиновой и Альоной Пикаловой мы изучили множество историй и остановили выбор на Фарах Пехлеви, императрице Ирана, супруге Мохаммеда Реза-шаха Пехлеви, единственной коронованной правительнице в истории страны. Сейчас все выглядит так, что мы просто не могли пройти мимо нее, потому что ее жизнь похожа на сказку, и такого уже не будет. Мы не занимаемся политикой, наш спектакль о любви, стойкости, вере, надежде, самоотдаче. Пример Фарах Пехлеви стал для нас красивым эстетическим поводом. Это мой первый спектакль, в котором я обошелся без пуантного танца. Все артисты танцуют в мягких туфлях, а одна танцовщица - даже босиком. Это, естественно, исполнительница главной партии, и эта деталь - отличительная черта героини, характеристика ее избранности и человеческой хрупкости. В этом балете нет традиционных арабских танцев, всё, что зрители увидят, сочинено по мотивам, в ассоциативном ключе, но, я надеюсь, получилось достаточно убедительно.
Алексей Мирошниченко
Фарах Пехлеви – последняя жена последнего иранского шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, последовавшая за ним в изгнание после Исламской революции. Давно увлеченный судьбой этой женщины, Мирошниченко получил ее личное разрешение на создание балета и написал либретто, которое можно публиковать как самостоятельное литературное произведение. Короны, мундиры, вечерние платья – в «Шахерезаде» хореограф и его постоянный соавтор, художник по костюмам Татьяна Ногинова стремятся к предельной исторической точности. Эполеты подпрыгивают в классических со де басках и кабриолях, короны и многометровая фата отменяют любые полеты – и тела, и души, в балете привязанной к нему невидимыми цепями. Главными героями спектакля можно назвать и когорту «бессмертных» – ансамбль 12 танцовщиков. Они словно материализуются из музейных мозаик (художник-сценограф Альона Пикалова использовала исторические артефакты). Музейные витрины быстро перестраиваются в элементы шахского дворца и создают исторический контекст. Хореография их танцев выглядит суровой, рубленой. Благодаря исторической многослойности «Шахерезада» не превращается в хронику, биографию, оставаясь балетом прежде всего.
«Российская газета»
Виртуоз режиссерских реинтерпретаций, когда в заигранные партитуры убедительно вчитывается новый острый сюжет, в «Шахерезаде» Алексей Мирошниченко вышел на новый уровень соревнования с балетами-мифами. Оттолкнувшись от курьезного проявления балетной безграмотности (постановка Михаила Фокина по сюите Николая Римского-Корсакова для дягилевской труппы называется «ШЕхеРАзада», о чем профильные редакторы не устают напоминать театрам и артистам), Мирошниченко взял эту музыку как будто впервые и с нуля создал историю о незримом и угрожающем повседневном присутствии теней персидских предков, которые в мгновение ока не оставили ничего от прогрессивных начинаний последнего шаха Ирана. Сжатая по формату, «Шахерезада» благодаря союзу хореографа со сценографом Альоной Пикаловой и художницей по костюмам Татьяной Ногиновой аккумулирует традиции и атрибуты больших балетов, к которым современные хореографы, казалось, давно утратили вкус и ключи. Рассказанная как воспоминание-сон бывшей императрицы Ирана, возлюбленной и супруги шаха, «Шахерезада» через шествия, процессии и характерные танцы в небольшом пространстве и за малое время дает впечатление грандиозного кровавого эпоса. Его венчает расправа фанатичной толпы со своими светскими правителями.

Сергей Конаев

Спектакль идет в один вечер с балетом «Петрушка» На странице использованы фотографии Андрея Чунтомова