В опере мы имитируем ритуальное действие нового пост-технологического культа, рифмуем мифологические основы музейного пространства с мифологизирующимся технологическим пространством. Здание ГЭС-2 – это место, где оба этих мифа вступают в диалог. Сначала я долгое время ходил по станции и общался с работниками, ждал, пока они ко мне привыкнут. Один из них, самый общительный, Илья Власов, и стал главным героем оперы – я записал с ним интервью, которое было превращено в либретто. Все художественные приемы – декорации, поэтизация речи и музыка – служат только мифологизации этой эры и этого персонажа, его укрупнению, ничему больше. Что приходит на смену этому человеку-инженеру, кентавру – существу наполовину человеческому, наполовину технологическому? Неизвестно. Новый образ только формируется, но если раньше человек определялся тем, что он производит, то теперь он становится потребителем.

Всеволод Лисовский
Способ превращения документа в стихи я называю «поэтический вербатим». С Катей Троепольской мы придумали переставлять слова в документе так, чтобы строки начали рифмоваться, а сам текст стал отвечать минимальным требованиям, которые мы применяем к поэзии: ритм, рифма. При этом важно вставлять от себя как можно меньше слов, в идеале – пользоваться только текстом исходника, в данном случае служащего ГЭС-2. От этой простой манипуляции со словами текст приобретает художественную сложность, метафоричность, он вызывает эмоции – смех, любопытство. Я формалист, и мне очень интересно работать в команде Лисовского.

Андрей Родионов
Перед входом вам выдают программку. Там тоже правила – много правил – опять про ремонт и подготовку каких-то заглушек. Понять ничего нельзя, все начинается с пункта 4.5.1. На последней странице мелким шрифтом перечислены создатели спектакля, а на первой Лисовский объясняет, что незадолго перед закрытием ГЭС-2 поэт Андрей Родионов «зарифмовал интервью бригадира энергетиков Ильи Власова подобно тому, как евангелисты литературно обрабатывали речи Иисуса. Наша опера – это, собственно, церковная служба в грядущем храме Индустриализации». Бригадир обходит свои владения, проверяя исправность оборудования и вспоминая истории о «неугасимых лампочках», горевших 20 лет, о производственных травмах и проч. Есть в тексте и «Песня про поток водяного пара», и что-то про «диктатуру температуры». Но вслушиваться не обязательно. Спираль закручивается, толпа зрителей бредет за людьми с ситцевыми хоругвями, на которых – портреты стариков и старушек.

газета «Коммерсант»

Фотографии, использованные на странице, принадлежат Фонду V-A-C
Регистрация на спектакль по ссылке

  когда
29.03.2020
29.03.2020
16:00
20:00

ГЭС-2 опера

Фонд V-A-C, Москва
Режиссер: Всеволод Лисовский
Композитор: Дмитрий Власик
Автор либретто: Андрей Родионов
Художник-сценограф: Ирина Корина

Артисты: Ульяна Васькович, Иван Великанов, Ася Гречищева, Екатерина Дар, Алексей Зайцев, Марина Карлышева, Август Крепак, Михаил Оленев, Андриан Принцев, Александра Пяткова, Александра Серикова, Евгений Скуковский, Инна Сухорецкая, Никита Щетинин

Продолжительность 1 ч. 10 мин.
Возрастная категория 12+