Пещера

«Трансформатор» и Центр им. Вс. Мейерхольда, Москва
Номинации на Премию 2020

Эксперимент / спектакль
по Платону

Комиссар: Всеволод Лисовский

Участники: Володя, Захар, Саша, Марина Карлышева, Екатерина Дар, Ульяна Васькович

Продолжительность 1 ч. Возрастная категория 18+
номинация программка
Несколько лет назад я посмотрел фильм Годара «Прощай, речь», в котором Годар навсегда прощается с речью. Я подумал – прекрасно, только Годару 90 лет, а мне вдвое меньше, мне еще какое-то время жить в этом мире. Поэтому мне нужно придумать, не как попрощаться с речью, а как сказать ей привет. Тогда я решил совместить две точки – где речь заканчивается и где она начинается. Начинается речь с Платона, а заканчивается – бездомными. Эта категория людей абсолютно лишена слов, бомж – это ругательство, самая нижняя социальная страта. Создание спектакля заняло у меня 4 года. Я ездил в разные центры реабилитации. Процесс был таким продолжительным, потому что у непрофессиональных актеров есть дефицит мотивации, плюс я долго не понимал, что их надо вынимать из среды обитания, делать спектакль не в центрах соц. реабилитации, а в других местах. Прошлым летом я объездил все центры и нашел трех актеров. Изначально была мысль ставить «Пир» Платона, но уже в процессе я понял, что они не обязательно должны произносить платоновский текст. Структура сократовского диалога сохраняется в любом случае. Так мы пришли к форме, где актрисы читают платоновский текст, а ребята на него как-то реагируют, или нет.

Всеволод Лисовский
Лисовский выбрал диалоги Платона и разыграл их с людьми без дома и без документов. В «Пещере» их обслуживают официантки, произносящие реплики из платоновского текста. Герои откликаются на них – и в застольной беседе, рассказывая о своей жизни или, например, о первой любви, воспроизводят не только структуру, но и дух сократического диалога. Лисовский отказывается называть спектакль инклюзивным, но по сути просто расширяет это понятие.

газета «Ведомости»
На странице использованы фотографии Екатерины Краевой