Справедливость не является точной наукой. Процесс отправления правосудия зависит от мужчин и женщин, занимающихся применением закона. Каждый судебный процесс представляет собой возобновляемые человеческие усилия, направленные на восстановление справедливости.

Ян Дейвендак
Создатели спектакля соединили шекспировский сюжет с обстоятельствам реального дела из судебной практики; в итоге сюжет выглядит так: 32-летний Гамлет – паренек с незаконченным средним образованием, в доме номер 5 по Товарищеской улице ненароком убивает отца своей девушки Офелии после свадебного кутежа матери Гертруды и дяди Клавдия – четы, не так давно, судя по всему, прикончившей отца Гамлета. Канонический сюжет дополнен актуальными деталями. Сцена «мышеловки» превратилась в рэп-скетч, после просмотра которого Клавдия потом долго тошнит; крыса, за которую якобы Гамлет принял шевелящегося за занавеской Полония, – типичное явление для дома номер 5, расположенного рядом с рынком. На вопрос прокурора, почему вместо одной из дверей шкафа в квартире висит занавеска, Гертруда в исполнении Розы Хайруллиной тихо и невозмутимо отвечает: «Мне кажется, все домохозяйки так делают, когда дверца ломается».
В основе спектакля – папка с материалами дела и эргономичная структура. Требуется всего три актера на роли обвиняемого, обвинителя и свидетеля – то есть Гамлета, Офелии и Гертруды соответственно – и практикующие юристы: судья, прокурор, представители защиты и обвинения. Все остальное сделают российское законодательство, актерская импровизация, красноречие юристов и гражданская ответственность шести присяжных, после окончания прений случайным образом выбранных из зала.

интернет-издание «Афиша. Daily»
Это не спектакль. Это судебный процесс. Преступник − Гамлет. Помните, он убил отца своей возлюбленной Офелии? Помните, вам так рассказали? Но сами, своими глазами, вы этого не видели. А было ли это на самом деле? Если этот вопрос звучит на территории художественного вымысла, ответ будет зависеть от интерпретации. Но если этот вопрос звучит в зале суда? И от ответа на него зависит судьба живого человека? Вот он − Гамлет, стоит перед вами и дает показания. А рядом с вами сидит его мать. Говорит ли она правду, или врет, чтобы спасти сына? Решать вам − присяжным заседателям. Или, если вас не выберут в их число, вы останетесь со своим мнением, как это часто и бывает в жизни. Гамлет, Гертруда и Офелия − актеры. Но на их месте мог бы оказаться любой. Видит ли судебная система самого человека? Судьи, прокуроры, адвокаты и психиатры − не актеры. Практикующие профессионалы, рассматривающие дело об убийстве Полония так же, как любое другое в своей ежедневной практике. Каждый спектакль Гамлета приговаривают к заключению. Или признают невиновным, в присутствии обвиняющей его Офелии. Убить можно словом и взглядом − какой суд разберет такое преступление? Швейцарский режиссер Ян Дейвендак перенес пьесу Шекспира в зал суда, туда, где сегодня воюют за правду, принимают судьбоносные решения, наносят смертельные удары. Дальше тишина. Встать, суд идет.

Татьяна Круковская

На странице использованы фотографии Полины Назаровой

  когда
04.04.2020
05.04.2020
14:00
14:00

Пожалуйста, дальше (Гамлет)

Компания Яна Дейвендака, «Dreams Come True», Женева, Фестиваль «Точка доступа», Санкт-Петербург
Постановка: «Dreams Come True»
Авторы: Ян Дейвендак, Роже Барнат
Куратор российской версии спектакля: Антон Флеров
Сценография при участии Сильви Кляйбер
Графический дизайн: Мари-Клара Гонсалес, Николас Робель B.ü.L.b Grafix

Актеры: Роза Хайруллина, Семен Серзин, Алена Старостина

В копродукции с «Le Phénix scène nationale de Valenciennes» (Валансьен); «Huis a/d Werf» (Утрехт); «Théâtre du GRÜ» (Женева)

Резиденции: «Montévidéo» (Марсель); «Le Carré/Les Colonnes, Scène conventionnée» (Бланкфор)

Российская версия спектакля создана в рамках Летнего фестиваля искусств «Точка доступа» при поддержке Швейцарского совета по культуре Про Гельвеция.

Продолжительность от 2 ч. 30 мин. до 3 ч. 30 мин.
Возрастная категория 16+