Театральная компания ЗМ

Товарищ Кисляков

Александринский театр, Санкт-Петербург
Премия «Золотая Маска» 2022 г. – «Лучший спектакль в драме, малая форма».
Номинации на Премию – «Лучшая работа режиссера», «Лучшая мужская роль» (Иван Трус), «Лучшая женская роль второго плана» (Василиса Алексеева), «Лучшая мужская роль второго плана» (Никита Барсуков).
по Пантелеймону Романову

Режиссер-постановщик: Андрей Калинин
Авторы инсценировки: Андрей Калинин, Алексей Ильин
Сценография и костюмы: Андрей Калинин, Алиса Юфа
Музыкальное оформление: Элина Лебедзе
Художник по свету: Игорь Фомин

Артисты: Иван Трус, Василиса Алексеева, Петр Семак, Олеся Соколова, Сергей Еликов, Никита Барсуков, Александр Поламишев, Иван Жуков, Владимир Минахин, Мария Нефёдова

Продолжительность 3 ч.
Возрастная категория 18+
Андрей Калинин инсценировал роман «Товарищ Кисляков», популярный в 1930-е и практически забытый сегодня. Напрасно: редкий русский интеллигент не узнает в герое себя. Портрет, написанный беллетристом Пантелеймоном Романовым, не слишком лицеприятен. Жанр спектакля, балансирующего между сатирическим фарсом и ироничной мелодрамой, и очень человечная актерская работа Ивана Труса позволяют проглотить эту горькую пилюлю. И получить несколько мазохистское удовольствие.
Карикатурностью в «Кислякове» не злоупотребляют, здесь игра тоньше – в полушаге от шаржа, с утрированными, но вполне правдоподобными чертами, без соскальзывания в чистое комикование. Этот баланс безупречно держит актерская команда, в центре которой – белорусский артист Иван Трус. Эффектный прием вполне традиционного по форме, повествовательного спектакля, подробно (иногда – слишком подробно) переносящего книгу на сцену – материализация внутренних монологов Кислякова: ох, как в них он смел и неистов. Но это так, фантазии; хоп, меняется свет – и все возвращается на круги своя; побунтовали в мыслях – и полно.

интернет-портал «CoolConnections»

Андрей Калинин пытается разобраться не только с тем, что происходило с представителями интеллигентных профессий, но и как это происходило: что заставляло одних сопротивляться давлению извне, а других соглашаться с положением дел и плыть по течению. В сцене застолья в доме Кисляковых гости рассаживаются за столом так, что Ипполит оказывается в центре, отчего возникает устойчивая аллюзия на тайную вечерю. Но возможный мученик оказывается с приставкой «лже»: слабый герой вливается в ряды нового рабоче-крестьянского общества, отчаянно мимикрируя под него, быстро смиряется с погромом музея, увольнением и/или исчезновением коллег, в первых рядах встает под большевистские знамена, ведь главное – выжить!

«Петербургский театральный журнал», блог

«Человек течет, и в нем есть все возможности», – эта фраза Толстого как нельзя лучше подходит к тому, что делает на сцене Иван Трус. Стоит добавить – в этой текучести он до эксцентрики выразителен и психологически достоверен. И, кажется, непредсказуем даже для себя.

газета «Экран и сцена»

Режиссер Андрей Калинин ввел в обиход российского театра имя незаслуженно забытого прозаика 1920-х годов Пантелеймона Романова, в своем сатирическом романе ядовито описавшего человека-оборотня, конформиста. В постановке Александринского театра история товарища Кислякова – марафон компромиссов и предательств, в котором артисты так же легко «переобуваются» из одного персонажа в другой, как сам Кисляков (Иван Трус) на ходу переобувается из интеллигента в пролетарского активиста в кирзовых сапогах. Актеры вытанцовывают своих масочных персонажей, блестяще балансируя между сочувствием героев к себе и безжалостным показом их ничтожности, монтируя гротескную форму с переживанием экзистенциальной пустоты. Содержание спектакля – это хлипкость человеческой натуры, утопающей в бесконечном самооправдании и способной, как оказывается, решительно на все, вплоть до преступления, кроме окончательного самоосуждения.

Татьяна Джурова

На странице использованы фотографии Владимира Постнова