Театральная компания ЗМ

Картинки с выставки

Театр кукол, Екатеринбург
Премия «Золотая Маска» 1997 года – «Лучшая работа художника». Номинация на Премию – «Лучший спектакль в театре кукол».
театральная фантазия на темы одноименного цикла фортепианных пьес Модеста Мусоргского в свободной обработке Сергея Сидельникова

Либретто: Александр Борок, Андрей Ефимов, Сергей Плотов
Постановка: Александр Борок, Сергей Плотов
Художник: Андрей Ефимов

Артисты: Алеся Волкова, Герман Варфоломеев, Евгений Сивко, Максим Удинцев

Продолжительность 1 ч.
Возрастная категория 12+
Уральские кукольники приняли эстафету вольного обращения с оригиналом и предложили свое истолкование картинок Гартмана, музыки Мусоргского и Равеля, пропустив то и другое через собственное восприятие мира и собственную фантазию. В их варианте «Картинок с выставки» действуют маски и куклы, причем главными действующими лицами становятся персонажи комедии дель арте – Коломбина, Арлекин и Пьеро – с явным отпечатком русского «серебряного века» и едва уловимым отголоском романтической сказочности.
Предпочтение либретто сценарию потребовало от режиссеров, актеров и художника усилить внимание к пластическому, колористическому, «вещному», пространственному языку спектакля. Естественно, многое определялось музыкой Мусоргского. Экспрессивная, выразительная, она предстает не только звуковым фоном спектакля или господствующей стихией, которую надо иллюстрировать. Ее роль глубже и разностороннее. Именно музыкальные термины и понятия как нельзя лучше объясняют структуру и эмоциональную окрашенность того зрелища, которое разворачивается на тесной сцене-коробке.
Театральное действо здесь поистине симфонизировано. Перед нами сложная партитура с упругим ритмом, богатым многоголосием, в котором то тонут, то резко выделяются голоса трех основных персонажей. Эпизоды сцепляются друг с другом по принципу сюитности, повторяя архитектонику произведения Мусоргского, где акцентируются сквозные лейтмотивы, рефрен, повторы с вариациями, где сочетаются плавные переходы с контрастными столкновениями. Подобная «панмузыкальность» спектакля приводит к поразительному эффекту: развитие действия происходит не за счет сюжета, интрига и движение задаются музыкой, пластикой действующих лиц, чередованием различных театриков-игрушек, сочетанием на сцене кукол, живых людей, масок.

«Петербургский театральный журнал»