Театральная компания ЗМ
Уильям Шекспир

Король Лир

Театр "Сатирикон", Москва
Премия «Золотая Маска» 2008г. - «Лучшая мужская роль»(Константин Райкин)
Номинации на Премию - «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника»
Сценическая редакция театра


Режиссер: Юрий Бутусов

Художник: Александр Шишкин

Балетмейстер: Николай Реутов

Художник по свету: Анатолий Кузнецов

Музыкальное оформление: Юрий Бутусов


Артисты: Константин Райкин, Артем Осипов, Яков Ломкин, Константин Третьяков, Владимир Большов, Тимофей Трибунцев, Денис Суханов, Артем Осипов, Максим Аверин, Елена Березнова, Марина Дровосекова, Агриппина Стеклова, Наталия Вдовина, Глафира Тарханова, Марьяна Спивак


Продолжительность 3 ч. 20 мин.



Фотографии © Кен Рейнольдс

Мне всегда будет интересно работать с великими текстами – они нескончаемы. И ощущение, что ты вступаешь в область, совершенно непонятную для тебя, дает мощный толчок и возможность сочинять свой мир.
Юрий Бутусов




«Век вывихнут» – так было в «Гамлете» Бутусова в МХТ. В сатириконовском «Короле Лире» век не просто «вывихнул сустав», он бьется в эпилептическом припадке. И одновременное парадоксальное ощущение: а вдруг это просто выплеск буйной актерско-режиссерской энергетики? Такая отчаянная пляска на костях рухнувшего и века, и театра, и дома. Здесь всему и всем снесло крышу – в прямом и переносном смысле. Взломан пол, ободраны стены. Руины, обломки – вздыбившаяся под ногами земля, так похожая на растрескавшийся асфальт. Неизвестно куда ведущая одинокая красная дверь. Рядом еще две картинки как фрагменты случайно уцелевших декораций прежних спектаклей прежнего театра. Длинный стол на козлах, накрытый кусками картона и фанерными листами. Все это будет разъезжаться, падать, растаскиваться, потом из этих картонно-фанерных обрывков персонажи с маниакальным упорством начнут сооружать для себя хоть какое-то укрытие.
Бутусов затевает игру без правил, границ, времен и наций. На сатириконовской сцене смешалось в кучу все уцелевшее. Все идет в дело, как в последнем спектакле последнего театра.
газета «Культура»




Константин Райкин играет трагедию наметившегося распада. Ты поддаешься гипнозу его блестящей эксцентрики, успокаивая себя, что это лишь игра, и давая заманить себя ближе, ближе. И вдруг оказываешься лицом к лицу с обжигающей исповедальностью.
газета «Вечерняя Москва»





Бутусов о времени, в котором живет, высказаться хочет. О распаде страны, об ужасающей агрессивности окружающей нас среды, о потерянности человека во враждебном ему, поистине космическом пространстве. Недаром же художник Александр Шишкин открыл всю сцену, оставив на ней какие-то обломки цивилизации. Спектакль и о том, как легко и незаметно можно убить тех, кого любишь. Он об отцах и детях, не нашедших взаимопонимания.

журнал «Итоги»