Театральная компания ЗМ
по Льву Толстому

Холстомер. История лошади

Большой театр кукол, Санкт-Петербург
Премия «Золотая Маска» 2009г. - Лучшая работа актера» (Петр Васильев)
Номинации на Премию - «Лучший спектакль в театре кукол», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника»
хроника спасения одной души



«…если пшеничное зерно, падши на землю, не умрёт,

то останется одно; а если умрёт, то принесет много плода»
(Иоанн гл.12 ст.24)




Режиссер: Руслан Кудашов

Художник: Андрей Запорожский

Хореограф: Ирина Ляховская

Музыка: Владимир Бычковский




Артисты: Петр Васильев, Борис Матвеев, Татьяна Баркова, Денис Пьянов, Александр Куприянов, Ольга Гапоненко.


Продолжительность 1 ч. 10 мин.


Премия «Золотая Маска» 2009 г, - «Лучшая работа актера в театре кукол» (Петр Васильев). Номинации на Премию - «Лучший спектакль в театре кукол», «Лучшая работа режиссера в театре кукол», «Лучшая работа художника в театре кукол».
Вообще-то, у нового спектакля Большого театра кукол есть подзаголовок «Хроника спасения одной души». И главный режиссер БТК Руслан Кудашов обладает довольно редкой в сегодняшнем театре особенностью – выводить на сцену души, ангелов и тому подобные ирреальные сущности так, что выглядят они весьма кстати. Дело в том, что его режиссерские конструкции, которые рождаются в соавторстве с художниками Андреем Запорожским и Алевтиной Торик, по-детски просты, но не глупы. В них – та наивность, которая отличает христианские апокрифы, замешанные на фантазийном язычестве, от канонизированных церковью, идейно выверенных текстов.

В центре сцены – сарайчик. В нем на соломе дряхлый конь. Он ведет печальный рассказ о страшной своей судьбе, об адских муках и жестоких людях, которые его снача¬ла охолостили только лишь за неправильную пегую масть, притом загнали до полусмерти ради прихоти, наконец, убили, не потрудившись вылечить от чесотки. Но интонация его спокойна и незлобива, как интонация жития. В ней доминирует не протестантское, яростное «За что?!», а смиренное «Отчего?» (в смысле «Отчего все случилось именно так?»), соединенное с пытливым стремлением докопаться до сути мироустройства. А дальше следуют картинки, из которых Кудашов складывает ясную, как день, мозаику мироздания.

Выводы напрашиваются вроде бы очевидные. Существо, не защищенное любовью, обречено на гибель. Но ключ к спектаклю Кудашова не в них, а в отсутствии обличительного пафоса. Беззащитный, переступающий с ноги на ногу старик Холстомер не выглядит жалким, не вышибает слезу. И тут уже наступает очередь зрителя задавать свой вопрос: «Откуда берутся у этого замученного жизнью существа вожделенные многими выдающимися мыслителями и поэтами свобода и покой?» Ответ считывается однозначный и по-хорошему религиозный: от приятия судьбы, от искренности жизни, лишенной тщеславия.
журнал «Театральный Петербург»