Театральная компания ЗМ
Николай Римский-Корсаков

Майская ночь

Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Премия «Золотая Маска» 2009г. - «Лучшая работа художника по свету» в музыкальном театре
Номинации на Премию - «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа дирижера», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника в музыкальном театре», «Лучшая работа художника по костюмам в музыкальном театре», «Лучшая мужская роль» (Дмитрий Степанович)
Фотографии © Вадим Лапин, Олег Черноус

Либретто: Николай Римский-Корсаков по повести Николая Гоголя

Музыкальный руководитель и дирижер: Феликс Коробов

Режиссер: Александр Титель

Художник: Владимир Арефьев

Художник по свету: Ильдар Бедердинов

Главный хормейстер: Станислав Лыков

Артисты: Леонид Зимненко, Денис Макаров, Дмитрий Ульянов, Сергей Балашов, Михаил Векуа, Олег Полпудин, Вероника Вяткина, Ирина Чистякова, Элла Фейгинова, Лариса Андреева, Наталья Владимирская, Елена Максимова, Мария Суворова, Владимир Свистов, Дмитрий Степанович, Роман Улыбин, Вячеслав Войнаровский, Вячеслав Марутаев, Феликс Кудрявцев, Анатолий Лошак, Алексей Шишляев, Валерия Зайцева, Евгения Афанасьева, Ирина Гелахова, Мария Лобанова

Продолжительность 2 ч. 30 мин.

Существуют четыре мировые оперные школы: итальянская, французская, немецкая и русская. Итальянцы, французы и немцы достают какие-то сочинения из библиотек, из забытых бабушкиных кладовых, и играют, вполне отдавая себе отчет, что не все у Моцарта равноценно «Свадьбе Фигаро» или «Дон Жуану», а у Верди «Травиате» или «Аиде». Но играют же!
Я думаю, что нужно и нам заниматься новым открытием русской классической оперы. Новым, так как очевидно, что сегодня мы имеем кризис идей в сценической интерпретации русской классики. И вот мы в театре устроили русский сезон, частью которого стала премьера «Майской ночи».
«Вечера на хуторе близ Диканьки» и даже «Миргород» – это красивая сказка, легенда, притча, в общем, упоительная утопия. Но с очень подвижной гоголевской иронией, часто меняющей свою функцию (не забудем про финал «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»: «Скучно на этом свете, господа!») Наше советское прошлое тоже хранит эти черты утопии, несмотря на лагеря и «Один день Ивана Денисовича» (в котором тоже не без Гоголя). Мне очень хотелось, чтобы гоголевский текст – смешной, грустный и очень вкусный – прозвучал в полный голос.
А еще в «Майской ночи» много красивой, напевной и запоминающейся музыки. Я надеюсь, что, выходя из театра, зрители будут что-то напевать из этой оперы. В одной статье я прочитал, что для людей, замученных агрессией поп-культуры, слышать песню Левко с хором как глоток кислорода. На это я тоже рассчитывал.


Александр Титель



Напрасно было бы предполагать, что, снабдив увертюру видеорядом отлично смонтированной хроники счастливой колхозной жизни советской Украины, Александр Титель обозначил перенос действия в ту, советско-колхозную эпоху. Уже здесь, в кинохронике, запечатленная на пленку реальность начинала прорастать фантасмагорией – слишком нарядны и нарочито внимательны колхозники; слишком огромны, слишком достоверны, гротесково-достоверны, если можно так сказать, и черешни, и арбузы, и горы обмолоченного зерна, и коровы, и свиньи, и вереницы банок соленых помидоров, и конвейер хлебозавода.


газета «Время новостей»



Сердце радуется – и лирическим пейзажам с кониками в ночном, и колосящимся бескрайним полям, и подсолнухам с кукурузой, и комбайнам, набирающим ход под стремительную, с чертовщинкой, коду увертюры, и поросям, и гарбузам...
Этой сказочной красоте, оказывается, есть место и в эпоху соцреализма – в русалочьем озере, под кваканье лягушек, кряканье уток, трель соловья и обильно падающие звезды жизнедействуют не только русалки, но, по сути, и все гоголевско-хрущевские персонажи.
В этом геоисторическом пространстве существуют параллельно три жанра: лирический, комический и фантасмагорический.


«Газета.ru»