Театральная компания ЗМ
Юрий Клавдиев

Заполярная правда

Лаборатория «ON.Театр», Санкт-Петербург
Участник программы «Новая пьеса» Фестиваля 2012 года



Режиссер: Семен Александровский



Артисты: Алена Бондарчук, Динара Янковская, Филипп Дьячков, Евгений Серзин



Продолжительность 40 мин.



«Заполярная правда» – спектакль о ВИЧ-инфицированных. После первых же разговоров с ними я понял, что этот проект будет очень глубокий – не столько про СПИД, сколько про стремление человека правильно прожить свою жизнь, про стремление к правильной внутренней свободе, потому что в первый же день пять или шесть человек в разговорах так или иначе высказали мысль, что через какое-то время они начали воспринимать СПИД как подарок Бога. Он специально укоротил им жизнь, чтобы они прожили ее как можно лучше. Я как сидел, так и съехал на пол, когда это услышал.

Юрий Клавдиев



Тема «Заполярной правды» – наше восприятие мира, взаимодействие мира с нами; а ВИЧ – обстоятельство, которое очень жестко сказывается на взаимоотношениях с окружающей действительностью. Наши счеты с миром в такой ситуации максимальные. Герои отвергнуты социумом, а социум в итоге не выдерживает никакой критики.
В подсознании любого человека есть представление об идеальном мире. Но мы живем с отрицанием смерти, с ощущением, что у нас впереди вечность, и это мирит с несоответствием нашей жизни идеалу. Персонажи «Заполярной правды» в иных обстоятельствах: они могут сделать мир таким, каким представляют его. Здесь болезнь становится мотивацией, толчком. Ведь если внутри живет мечта, то наша первичная задача – сделать все, чтобы она осуществилась.
Юрий Клавдиев написал свою пьесу после путешествия в столицу Заполярья – город-лидер по числу больных СПИДом в России. «Заполярная правда» – история четырех молодых людей, отверженных социумом и объединенных общей бедой.

Семен Александровский, интервью интернет-газете iUni.ru





Документальную пьесу про ВИЧ-инфицированных драматург Юрий Клавдиев писал в Норильске – городе, где действительно высокий порог смертности от героиновой зависимости и от СПИДа. Вышло же у Клавдиева не так страшно, как можно себе представить: жизнь тяжело больных молодых людей, заразившихся через один шприц, не так мрачна, как кажется. Во всяком случае, в «Заполярной правде» они сознательно отказываются от жизни в социуме и обретают не больше не меньше, чем свободу. Живут эти «Ромео» и «Джульетта» и их товарищи в заброшенных домах, работать не работают, питаются чем бог послал, но эта коммуна едва ли не лучшее, что случилось с ними в жизни. И о смерти здесь вспоминают не чаще, чем о любви. Семен Александровский, выпускник курса Льва Додина, немного ужесточил Клавдиева и добавил новые интервью с такими же молодыми людьми, но из нынешнего Петербурга.

Кристина Матвиенко