Театральная компания ЗМ
Мика Миллиахо

Хаос

Национальный драматический театр, Вильнюс, Литва
Участник программы «Новая пьеса» Фестиваля 2012 года

Режиссер: Яна Росс

Сценограф: Мариус Яцовскис

Художник по костюмам: Еланта Римкуте

Композитор: Антанас Ясенка

Видеохудожник: Егле Ейгирдайте



Артисты: Еланта Дапкунайте, Алгирдас Градаускас, Даля Михелевичуте, Джюгас Сиаурусайтис,
Риманте Валюкайте, Тома Вашкевичюте



Продолжительность 1 ч. 50 мин.



Стиль драматургии открыт для режиссерского решения и интерпретации. Пьеса эпизодична, действие скачет между прошлым и настоящим нескольких персонажей и притягивает универсальной узнаваемой характеристикой этих личностей. Миллиахо рисует сиюминутность посткризисного современного мира, доказывая что материальный кризис находится напрямую в зависимости от кризиса духовного. Современный человек настолько согнулся под весом каждодневых мелких проблем, что взгляд на мир его сузился почти до полной слепоты. Герои драмы проходят по замкнутому кругу и пытаются судорожно выкарабкаться из кризисных ситуаций, будь они семейные или профессиональные.

Миллиахо играет стереотипами. Если его пьеса «Паника» посвящена мужскому нервному срыву, то «Хаос» – женскому. Хотя в «Панике» мужчины все время плачут и анализируют, a в «Хаосе» дамы машут кулаками и лезут на амбразуру. Автор иронизирует, стирая линии между мужским и женским в постфеминистическом обществе.

Яна Росс



Спектакль очень смел, аскетичен, светел своим уважением и заботой о человеке, нанизан на стальной хребет театральной логики. Одновременно сознательно пафосный, горящий, развенчивающий порочную сентиментальность, жалость персонажей к себе и самобичевание – весь букет отвратительнейших черт, свойственных современному человеку, современной драматургии, современному театру.

интернет-портал «Melpomenė.lt»





Семена «Хаоса», так же как и предшествовавшей ему «Паники», дали щедрые всходы на родине драматурга Мика Миллиахо, в Финляндии, и в сопредельных странах. Причина опять-таки в чрезвычайно точно избранном дискурсе пьесы: если в первом случае нам предлагалось послушать, о чем говорят вступающие в кризис среднего возраста мужчины, то на сей раз мы становимся свидетелями череды трагикомических ситуаций, переживаемых женщинами в пору второй молодости, «на грани нервного срыва». Происходящее здесь во многом перекликается с темами и образами популярного «Секса в большом городе», только в значительно менее гламурном варианте. Спектакль Национального театра Литвы подкупает соединением прямо-таки «заокеанской» технологичности и стильности, балтийской метафоричности сценического языка с глубиной психологической проработки ролей. А что хотеть, если «хаотическая» биография режиссера Яны Росс успела включить в себя рождение и детство в Москве, учебу в Йельском университете и последующее перемещение по многим странам Европы, приведшее в итоге в одну из признанных театральных Мекк Старого Света.

Александр Вислов