Ипотека и Вера, мать ее
Театр юного зрителя, Красноярскнеоконченное дело в одиннадцати параграфах
сказка для взрослых
Режиссер: Семен Александровский
Художник по доспехам: Дмитрий Брытков
Музыкальное сопровождение и работа с вокалом: Евгения Терехина
Артисты: Юлия Наумцева, Наталья Кузнецова, Денис Зыков, Анатолий Кобельков
Продолжительность 1 ч. 10 мин.
Меня зацепила внутренняя природа истории, в которой герои, пусть и нелепо, но стремятся к какой-то мечте, каждый к своей. Но когда дошло до постановки, я не сразу понял, как воплотить это на сцене. Мне казалось, что героям нужны настоящие рыцарские доспехи, настоящий киоск в сценографии. Но в эскизе все это смотрелось бы очень громоздко и сложно. А потом я подумал, что раз пьеса – о человеческих мечтах, то пусть и мир ее персонажей будет придуманный. Так родилась идея с теневым театром, с силуэтами, картонные доспехи и мечи, как в детстве. А когда я придумал, что монологи героев должны звучать как академические арии, все собралось в единое целое.
Семен Александровский, интервью интернет-порталу «Красноярск-daily»
Название это кажется поначалу двусмысленным и неуклюжим, но зрителю быстро дают понять, что Ипотека – имя, которым Вера нарекла свою дочурку в честь той самой ипотеки, с помощью которой она мечтает приобрести нормальное жилье. А что? Нормальная мечта, правильная и всем понятная. О чем же еще мечтать бедной матери-одиночке, продавщице в киоске? Чтобы накопить на первоначальный взнос, Вера собирает промо-этикетки с различных товаров и обменивает их на призы. У артистки Юлии Наумцевой ее Вера чем-то напоминает феллиниевскую Кабирию – такая же простодушная и лукавая одновременно, сочетающая детскую мечтательность с прагматическим расчетом.
Впрочем, все герои этой забавной и грустной истории – мечтатели. Неслучайно авторы дали спектаклю жанровый подзаголовок «сказка для взрослых». Только мечты у них какие-то не очень взрослые, инфантильные.
газета «Красноярский рабочий»
Режиссер превратил едва означенных персонажей в гротескные образы, за картонностью которых спряталась вся наша жизнь, все общество, все его представители.
интернет-портал «Yarsk.ru»
То, что драматургические лаборатории стали устойчивым трендом нашего современного театра – вещь общеизвестная. Равно как и тот факт, что в изобилии производимый на этих экспресс-курсах сценической кройки и шитья веселенький «полуфабрикат» далеко не так часто, как хотелось бы, обретает, в конечном итоге, формы «законченного» спектакля. Красноярский ТЮЗ провел свою первую лабораторию (под характерным названием «Вешалка») лишь совсем недавно, но участие в ней одного из самых умелых читочных дел мастеров Семена Александровского позволило практически сразу получить на выходе сценический продукт, вполне готовый к включению в репертуар. Свою роль здесь сыграли и крепкая рука постановщика, уверенно набитая именно на первооткрытии новодрамовских текстов, и несомненное обаяние пьесы нового на нашем театральном небосклоне автора. Челябинец Егор Черлак сумел скрестить малый джентльменский набор подходов, тем и образов нашей «актуальной драматургии» с гуманистической традицией гимна в честь маленьких людей с их обратно пропорционально большими надеждами.
И пусть вас не смущает название – в спектакле фактически отсутствует ненормативная лексика. Просто героиня, продавщица киоска Вера, так сильно мечтала о собственном уютном гнездышке, что даже своей новорожденной дочери дала сладкое имя Ипотека.
Александр Вислов