Театральная компания ЗМ
Борис Павлович

Я (не) уеду из Кирова

Театр «На Спасской», Киров
Участник программы «Новая пьеса» Фестиваля 2012 года

Режиссер: Борис Павлович

Художник: Ольга Павлович



В спектакле заняты: Ирина Белоусова, Илья Быков, Росса Воронова, Антон Дудин, Надежда Заболотская, Анастасия Зубарева, Екатерина Коковина, Константин Кузнецов, Екатерина Никонова, Никита Семаков, Любовь Тарасова, Мария Щенникова



Продолжительность 1 ч. 30 мин.




Спектакль создан в рамках реализации Губернаторского гранта по поддержке молодежных инициатив.


Идея этого спектакля родилась весной 2010 года под впечатлением от специальной программы датского театра в рамках фестиваля «Арлекин». Датчане оказались впереди планеты всей по работе с молодежной аудиторией. Взвесив разницу «датской почвы» и нашей, я поставил перед собой задачу совместить в спектакле социальный проект, развернутый на обсуждение конкретной региональной проблемы, и личное художественное высказывание.

Вначале две с лишним сотни кировских школьников прислали мне на электронную почту тексты о том, почему они хотят остаться/уехать из Кирова. Авторов наиболее адекватных работ мы собрали в Театре «На Спасской» и предложили артикулировать свои соображения со сцены. Так школьники, многие из которых до этого ни разу не выходили даже на любительскую сцену, неожиданно оказались единственными актерами репертуарного спектакля. Правда, у этого спектакля есть четкий «срок годности»: он играется исключительно до мая 2012 года, потом большая часть авторов-исполнителей получает аттестаты и отправляется искать лучшей жизни в Москву, Петербург или Нижний Новгород.

Борис Павлович



Документальный спектакль получился не про тех, кто остается здесь жить, а про тех, кто уезжает из провинции – за возможностью применить свои таланты, за деньгами, славой (если повезет), интересной жизнью и ритмом большого города, который «never sleeps».

газета «Вятский край»



На благородной задаче выявления позиций будущих мигрантов «В Москву, в Москву» и строится исследовательский проект Павловича. Получается не спектакль на выдуманную тему – скорее, модная в Европе молодежная акция по поводу остросоциальной проблемы.

Была одна устрашающая сцена, ближе к концу. Сбившись в плотную кучку, дети начинают в упор задавать своему любимому городу нелицеприятные вопросы: почему на твоих улицах столько грязи? и отчего здесь все такие злые? почему ты так рано ложишься спать? И даже: Киров! Какие люди тебе нужны? – так что в итоге это вставное «не» (уеду) уже не воспринимается. Ясно, что исход неизбежен. Под бодрое прощанье славянки лучшие школьники Кирова с чемоданчиками покидают – ладно бы, сцену – нет, зрительный зал, намекая, что все всерьез.

газета «Вятский наблюдатель»




Недавнее предложение стать советником по культуре при губернаторе было сделано худруку Театра на Спасской отнюдь не за красивые глаза: вот уже шестой сезон своей добровольной и более чем осмысленной «вятской ссылки» Борис Павлович не просто выстраивает интересную, разнообразнейшую афишу, но плодотворно занимается превращением вверенного ему Дома в подлинно градообразующее предприятие. Режиссеру-интеллектуалу с петербургскими корнями и театроведческой закваской чрезвычайно интересен театр во всем богатстве своих возможностей, но, кажется, еще больше – конкретные время и место его бытования, сакраментальные «здесь и сейчас».

И вот рождается спектакль, более чем претендующий на звание единственного и неповторимого – не вполне спектакль даже, а род театрально-социологического исследования. Кировские школьники (самые натуральные школьники, вчерашние и сегодняшние) вместе с присутствующим на сцене в качестве доброго классного руководителя Павловичем пытаются поразмышлять о будущем, разобраться в своих чувствах к родному городу и понять, почему он является одним из самых неблагополучных в стране по части оттока вступающего в жизнь поколения. Звучит несколько пугающе, но поверьте: эксклюзивный «открытый урок» вышел сколь бесхитростным и естественным, столь трогательным и живым.

Александр Вислов