Театральная компания ЗМ
Ярослава Пулинович

Наташина мечта

Театр юного зрителя, Красноярск
Участник программы «Новая пьеса» Фестиваля 2012 года

Режиссер: Роман Феодори

Художник: Виктория Попова

Хореограф: Ирина Ткаченко

Композитор: Евгения Терехина



Артисты: Анна Киреева, Надежда Вонсович, Анна Зыкова, Галина Елифантьева, Светлана Кутушева, Наталья Кузнецова, Екатерина Кузюкова, Наталья Новоселова, Елена Пономарева, Алина Старикова, Галина Троегубова, Юлия Троегубова, Лариса Федотенко, Лилия Шарыпова, Светлана Шикунова, Алексей Алексеев, Максим Бутивченко, Александр Мишин, Анатолий Пузиков, Сергей Тисленко, Вячеслав Ферапонтов

При участии «E’volvers», «Jumanji Crew», Олега Актяшева (Aligarh)



Продолжительность 1 ч. 40 мин.



Вокруг каждого человека звучит мир. Когда он влюблен, то слышит прекрасные звуки. Но когда у главной героини Наташи любовь превращается в преступление, музыкальное звучание переходит в дисгармонию. Если посмотреть на город глазами этой девочки, если услышать ее ушами город, получится антимюзикл.

Роман Феодори, интервью «Сибирскому агентству новостей»

Каким должен казаться мир ребенку, который был вынужден очень рано не то чтобы повзрослеть, но как-то скособочиться в сторону колючей, агрессивной взрослости? Пугающим, абсурдным, хаотическим. Так, в сознании Наташи все вещи и явления искажаются, приобретая гротескные черты.

Злая исповедь героини превращается на сцене ТЮЗа во что-то мистическое, стихийное, потому что проходит она не в пустоте – вокруг плотной стеной встает Город. Будет нам мюзикл – обещание воссоздать городской шум, ритмику и музыку улиц было честно выполнено. С небес доносится речитатив, а с земли – крики и скрежет, молодежные танцевальные коллективы демонстрируют мастер-классы по брейк-дансу, малолетние гопники отплясывают под «Руки вверх». На фоне этой серой благопристойности огромная трагедия маленькой Наташи кажется еще ужаснее.

интернет-газета «Newslab.ru»



По признанию Феодори, ему захотелось поставить «Наташину мечту» именно в Красноярске, городе, где, по его ощущению, есть что-то от Вавилона – смешение стилей, языков, эклектика во всем. Здесь есть четкая географическая граница, которую при всей условности горожане привыкли воспринимать однозначно. Енисей разделяет Красноярск на две части, и левобережье, историческая часть города, где расположено большинство театров, филармония и музеи, традиционно считается средоточием культурной и деловой жизни, престижным районом для проживания. Напротив, правобережье Енисея – промышленная зона, район для людей небогатых, часть которого в последние годы заселили выходцы из Китая, Средней Азии и прочие «гастарбайтеры». В «Наташиной мечте» противопоставление этих двух берегов передано весьма отчетливо.

Сознательно отказавшись от всякой сентиментальности и показывая без прикрас нашу действительность, беспощадную к таким вот Наташам, Роман Феодори провоцирует своих зрителей на самостоятельные размышления. И если кто-то в зале возмутился финальному приговору, счел его несправедливым – значит, в обществе не все еще потеряно и цель спектакля достигнута.

журнал «Страстной бульвар, 10»




За Романом Феодори, сравнительно молодым, креативным и гиперактивным постановщиком петербургской выучки, подлинно не уследишь. Вот уже несколько лет он, кажется, безостановочно перемещается по всей театральной России, отдавая, впрочем, определенное предпочтение городам Сибири. И количество, в данном случае, не в ущерб качеству. Доказательства налицо: в программах прошлогодней «Маски» участвовали сразу два его спектакля из Канска и Барнаула. Сделанную в том же Барнауле «Мамашу Кураж» ищите на сей раз, в разделе основной конкурсной программы, среди спектаклей-номинантов. А в своей новой должности – главного режиссера Красноярского ТЮЗа – Феодори представит на фестивале с пылу с жару сделанную «Наташину мечту», работу, способную удивить.

«Вот, нашел, чем удивлять! – возможно, скажут осведомленные. – Да почитай в каждом театре есть одна молодая талантливая актриса, способная умело исполнить этот пронзительный, но и порядком примелькавшийся уже монолог детдомовки». Но не спешите! Возможно, только в этой режиссерской голове могла возникнуть столь шальная идея: превратить действительно идущую сегодня широким фронтом моно-пьесу в – внимание! – «урбанистический анти-мюзикл», где на сцену выходит чуть ли не вся труппа, а им в помощь приданы настоящие рэпер и брейк-дансеры, где все ежесекундно движется, шумит и танцует. Прямо-таки залихватское по форме, но при этом внутренне очень непростое и даже намеренно остро провокативное действо уже успело стать значимой деталью красноярского молодежного субкультурного ландшафта. Есть все шансы, что оно не затеряется и в видавшей множество всего, в том числе и «Наташиных мечт», Москве.

Александр Вислов