Театральная компания ЗМ
И.С. Бах

Многогранность. Формы тишины и пустоты

Михайловский театр, Санкт- Петербург
Номинация на Премию «Золотая Маска» 2013г. - «Лучший спектакль в балете»

на музыку И.С. Баха

балет в 2-х актах



Хореограф-постановщик: Начо Дуато

Сценография: Джаффар Чалаби

Художник по костюмам: Начо Дуато

Художник по свету: Брэд Филдс

Художник-технолог по костюмам: Алла Марусина
Музыкальный руководитель постановки и дирижер: Михаил Татарников



Артисты: Андрей Яхнюк, Марат Шемиунов, Виктория Зарипова, Сабина Яппарова, Николай Корыпаев, Ришат Юлбарисов, Николай Арзяев, Никита Кулигин, Андрей Касьяненко, Виктор Лебедев, Сергей Стрелков, Виктория Кутепова, Екатерина Красюк, Нина Османова, Валерия Запасникова, Альфа Н'Гоби Олимпиада Саурат, Ольга Семенова, Оксана Бондарева, Анастасия Ломаченкова, Елена Никифорова



Продолжительность 1 ч. 50 мин.



Возрастная категория 12+

У меня не было намерения рассказать конкретную историю. Тем не менее я позволил себе намекнуть на те неминуемые вещи, без которых обойтись просто невозможно, когда обращаешься к такому композитору, – смерть, вдохновение, величие творца и его одиночество.


Начо Дуато



Мы начали с того, что нашли и идентифицировали нотный материал: изначально в нашем распоряжении был только диск с записью. Музыка в балете оказалась из самых разных жанров: клавирная музыка, сочинения для органа, для солирующего голоса, хоровые произведения, фрагменты виолончельной сюиты, даже соло для английского рожка. Есть музыка, известная всем, абсолютно доступная, например, менуэт из нотной тетради Анны-Магдалены Бах; он входит в программу музыкальной школы, дети разучивают эту пьесу на уроках фортепиано. А есть произведения, которые даже профессионалам сложны и не всегда известны, в частности, последние контрапункты из «Искусства фуги» – в том числе и тот, который Бахом не закончен, где нотная запись, сделанная его рукой, обрывается. Музыка Баха всегда предъявляет особые требования к музыкантам, а партитура, где представлен весь диапазон его творчества, от простейших вещей до мегасложных, – это настоящий вызов для оркестра и солистов. Сложнейшие скрипичные соло, виртуознейшее соло для альта – задачи для настоящих профессионалов.


Михаил Татарников



«Многогранность» возникла по просьбе города Веймара, который обратился к испанскому мастеру с просьбой поставить балет о каком-нибудь знаменитом горожанине. Дуато выбрал любимого Баха. Спектакль полон культурной атмосферы, это привет эпохе барокко, с ее страстной, но четко отформатированной чрезмерностью, отчего костюмы артистов, кстати, созданные самим хореографом, колеблются в диапазоне от современных трико до стилизаций барочных одежд. Но это и эксперимент хореографа рубежа XX и XXI веков, полный подтекстов и игры смыслами: как современный танец соотносится со звуками, рожденными почти 300 лет назад, и о чем гармоничная музыка говорит нынешнему раздерганному человеку?

Спектакль, рассчитанный на неклассических танцовщиков, появился в российской классической труппе, что сместило акценты. Органичное купание в музыке, свойственное испанским артистам Дуато, сменилось серьезной работой российских неофитов стиля.

Дуато влил смесь туманных намеков на биографию Баха в океан рефлексии на его музыку. Большая часть спектакля – это «остроумная визуализация баховской полифонии». Разработка танцевальных форм перекликается со структурой и настроением музыки, облегая ее как влитая: исполнители словно балансируют на острие аккордов.

Постановщик вторгся в рискованную для балета область. Исполнители зримо и наглядно обозначают музыку, играя телами в оркестровые инструменты, а танцами изображая комбинации нот. Молитва, эротика, медитация, риторика.
Удивительно, как Дуато подает свои размышления. Много производителей балетных па претендуют на духовность, но мало кто может рождать отлично сделанный парадокс: хореограф с помощью тел показывает, что дух сильнее тела, не скатываясь ни в скучную изобразительность, ни в псевдофрейдистскую пошлость, ни в натужную аллегоричность.
Но главная для Дуато тема – его благоговение перед Бахом, богом музыки. Начо играет в спектакле самого себя – творца пластики, вдохновленного божественными звуками. Сперва, изображая смущение и смятение, он вымаливает разрешение композитора: можно ли взять его партитуры и сделать балет? Вкусив баховских откровений, балетмейстер благодарит композитора, хотя делать танцы на великую музыку – как сыграть в лотерею.


газета «Новые Известия»